СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по экологическому воспитанию с элементами экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух - невидимка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию с элементами экспериментальной деятельности в старшей группе

                                  «Воздух - невидимка»

Цель: развивать у детей среднего дошкольного возраста творческую исследовательскую активность в процессе детского экспериментирования.

Задачи: Развивающие: развивать у детей среднего дошкольного возраста любознательность, наблюдательность, познавательные процессы мышление, речь ,внимание, восприятие).

Воспитательные: воспитывать у детей среднего дошкольного возраста чувство товарищества, взаимопомощи, бережного отношения к окружающей среде, позитивного отношения к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Образовательные: расширять у детей среднего дошкольного возраста представления детей о свойствах воздуха, его значимости.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по экологическому воспитанию с элементами экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух - невидимка»»

Конспект занятия по экологическому воспитанию с элементами экспериментальной деятельности в старшей группе

«Воздух - невидимка»

Цель: развивать у детей среднего дошкольного возраста творческую исследовательскую активность в процессе детского экспериментирования.

Задачи: Развивающие: развивать у детей среднего дошкольного возраста любознательность, наблюдательность, познавательные процессы мышление, речь,внимание, восприятие).

Воспитательные: воспитывать у детей среднего дошкольного возраста чувство товарищества, взаимопомощи, бережного отношения к окружающей среде, позитивного отношения к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Образовательные: расширять у детей среднего дошкольного возраста представления детей о свойствах воздуха, его значимости.

Методы и приёмы: практические: проведение опытов,

экспериментирование, физкультминутка, сюрпризный момент.

Наглядные: демонстрация картинок и видео.

Словесные: беседа, объяснения, вопросы к детям, словесная игра, чтение стихотворений.

Словарная работа: обогащение словаря словами: лаборатория, опыты,

эксперименты, ученые.

Предшествующая работа: беседы о воздухе, эксперименты.

Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, емкости

с водой, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству

детей), карточки – символы, мыльные пузыри, ткань для парашюта, шапочки

ученых по количеству детей, указка, туалетная вода с цветочным ароматом,

картина о загрязнении воздуха, телевизор.

Форма проведения: подгрупповая.



Ход:

1.Игра с воздухом «Парашют»

Воспитатель: Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

Воспитатель: Что нам помогло надуть наш парашют? (воздух) В:

Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту

приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю.

Воспитатель убирает ткань.

Воспитатель: Ребята, представьте, что вы ученые и находитесь в лаборатории. Тема вашей научной работы «Воздух». Будем проводить эксперименты, чтобы узнать секреты воздуха. Согласны?

Ответы детей. Дети надевают шапки.

Опыт №1 «Воздух прозрачный».

Воспитатель: А как вы думаете, где ещё находится воздух?

Ответы детей: (на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри человека).

Воспитатель: Вы когда-нибудь видели воздух? Почему мы его не видим? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).

Воспитатель: Как можно проверить, если он в нашей группе? (предположения)

Воспитатель: А я предлагаю поймать с помощью пакетов.

Воспитатель раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем

раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками.

В Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку). Что в них находится? (воздух).

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух?

Ответы детей: Мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик,

надувная игрушка.

Воспитатель: А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) Ветер – это движение воздуха. Вот мы и открыли первый секрет воздуха: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Воспитатель: Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают. Для чего? Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов. Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой «зачеркнутое цветное пятно». На доску выставляется карточка – символ.

Воспитатель: А сейчас пройдем и займем свои рабочие места в нашей лаборатории.

Опыт №2 «Что в стакане?»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у меня в руке? (стакан). Есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой) Давайте проверим. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать в воду. Нужно держать ровно. Попадает ли вода в стакан?

Ответы детей:

Воспитатель: Достаем стакан. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а

внутри? Дети трогают стакан, отмечают, что он сухой.

Воспитатель: Почему стакан остался сухим?

Ответы детей: (в стакане был воздух, и он не пустил воду).

Воспитатель: А теперь, немного наклоним стакан и снова попробуем опустить в воду. Что происходит?

Ответы детей: (воздух выходит из стакана, а его место занимает вода).

Воспитатель: Правильно, вода постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место. Молодцы, открыли и второй секрет воздуха. Внутри предметов, даже если они кажутся пустыми, есть воздух. Запишем наши наблюдения с помощью вот такой карточки («пустой стакан»). Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей).

Ответы детей:

Опыт №3 «Воздух в человеке»

Дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки.

Воспитатель: Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)

Ответы детей:

Воспитатель: Почему появились пузырьки? (выходит воздух)

Ответы детей:

Воспитатель: Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали третий секрет воздуха. Запишем результаты опыта с помощью карточки. («изображение человека»). А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо (взмахи руками)

Закачалось деревцо (качаемся)

Ветерок все тише, тише, (приседаем)

Деревцо все выше, выше (поднимаемся на носочки).

Опыт №4 «Имеет ли воздух запах?»

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?» варианты ответов детей)

Воспитатель Как мы это можем проверить? (понюхать воздух) Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет? Четвертый секрет: Воздух – не имеет запаха. («нос»)

Опыт№5 «Воздух может двигаться»

Воспитатель предлагает детям встать в круг и отвернуться. Воспитатель разбрызгивает по воздуху духи.

Воспитатель -Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем пахнет? (воспитатель незаметно для детей распыляет туалетную воду)

Воспитатель: Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что

воздух не имеет запаха? (запах дошел до нас)

Воспитатель: Оказывается, воздух умеет двигаться и может доносить различные запахи до наших носов. Чем может пахнуть воздух? В нашу группу доходят какие-нибудь запахи?

Ответы детей: (цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра,

духами, стиральным порошком из прачечной, и т. д).

Воспитатель :А увидеть движение воздуха мы можем? (варианты ответов) Движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т.к. ветер – это и есть движение воздуха. Посмотрите на экран. Просмотр видео.

Воспитатель Что мы видим?

Ответы детей: (качаются деревья, трава наклоняется, быстро плывут облака, штора на ветру).

Воспитатель Мы узнали пятый секрет (воздух может двигаться). Запишем с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево») Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого. Сможет ли человек жить без воздуха?

Опыт №6 «Не дышу»

Воспитатель :Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами (пауза). Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться)

Воспитатель: Чего вам не хватало? (воздуха)

Воспитатель: Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет)

Д/игра «Кому нужен воздух»

Воспитатель: Ребята, вспомним, кому еще нужен воздух? Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют, кому нужен воздух. Кому необходим воздух? Как это можно назвать, одним словом (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух (дышать, расти, жить).

Шестой секрет воздуха. Добавим к нашим записям еще одну: «Воздух нужен

Всему живому». Посмотрите на экран. На экране чередуются слайды.

Что происходит с воздухом? Предполагаемые ответы детей: (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).

Воспитатель: Как мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? Предполагаемые ответы детей: (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).

Воспитатель Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его. Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам.

Воспитатель: На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.

Итог:

Воспитатель :Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки мыльные пузыри.

Воспитатель надувает мыльные пузыри. Что внутри них? (воздух). Одну баночку возьмем с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними ветерок. Сейчас можно и поиграть с пузырьками:

Если дунуть посильней,

Будет много пузырей!

Раз, два, три, четыре, пять,

Ни за что их не поймать.