Конспект занятия по экологическому воспитанию с элементами экспериментальной деятельности в старшей группе
«Воздух - невидимка»
Цель: развивать у детей среднего дошкольного возраста творческую исследовательскую активность в процессе детского экспериментирования.
Задачи: Развивающие: развивать у детей среднего дошкольного возраста любознательность, наблюдательность, познавательные процессы мышление, речь,внимание, восприятие).
Воспитательные: воспитывать у детей среднего дошкольного возраста чувство товарищества, взаимопомощи, бережного отношения к окружающей среде, позитивного отношения к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Образовательные: расширять у детей среднего дошкольного возраста представления детей о свойствах воздуха, его значимости.
Методы и приёмы: практические: проведение опытов,
экспериментирование, физкультминутка, сюрпризный момент.
Наглядные: демонстрация картинок и видео.
Словесные: беседа, объяснения, вопросы к детям, словесная игра, чтение стихотворений.
Словарная работа: обогащение словаря словами: лаборатория, опыты,
эксперименты, ученые.
Предшествующая работа: беседы о воздухе, эксперименты.
Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, емкости
с водой, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству
детей), карточки – символы, мыльные пузыри, ткань для парашюта, шапочки
ученых по количеству детей, указка, туалетная вода с цветочным ароматом,
картина о загрязнении воздуха, телевизор.
Форма проведения: подгрупповая.
Ход:
1.Игра с воздухом «Парашют»
Воспитатель: Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.
Дружно мы все встали в круг,
Будем делать – парашют.
Друг за другом мы идем,
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем,
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
Воспитатель: Что нам помогло надуть наш парашют? (воздух) В:
Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту
приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю.
Воспитатель убирает ткань.
Воспитатель: Ребята, представьте, что вы ученые и находитесь в лаборатории. Тема вашей научной работы «Воздух». Будем проводить эксперименты, чтобы узнать секреты воздуха. Согласны?
Ответы детей. Дети надевают шапки.
Опыт №1 «Воздух прозрачный».
Воспитатель: А как вы думаете, где ещё находится воздух?
Ответы детей: (на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри человека).
Воспитатель: Вы когда-нибудь видели воздух? Почему мы его не видим? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).
Воспитатель: Как можно проверить, если он в нашей группе? (предположения)
Воспитатель: А я предлагаю поймать с помощью пакетов.
Воспитатель раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем
раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками.
В Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку). Что в них находится? (воздух).
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух?
Ответы детей: Мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик,
надувная игрушка.
Воспитатель: А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) Ветер – это движение воздуха. Вот мы и открыли первый секрет воздуха: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Воспитатель: Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают. Для чего? Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов. Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой «зачеркнутое цветное пятно». На доску выставляется карточка – символ.
Воспитатель: А сейчас пройдем и займем свои рабочие места в нашей лаборатории.
Опыт №2 «Что в стакане?»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у меня в руке? (стакан). Есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой) Давайте проверим. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать в воду. Нужно держать ровно. Попадает ли вода в стакан?
Ответы детей:
Воспитатель: Достаем стакан. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а
внутри? Дети трогают стакан, отмечают, что он сухой.
Воспитатель: Почему стакан остался сухим?
Ответы детей: (в стакане был воздух, и он не пустил воду).
Воспитатель: А теперь, немного наклоним стакан и снова попробуем опустить в воду. Что происходит?
Ответы детей: (воздух выходит из стакана, а его место занимает вода).
Воспитатель: Правильно, вода постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место. Молодцы, открыли и второй секрет воздуха. Внутри предметов, даже если они кажутся пустыми, есть воздух. Запишем наши наблюдения с помощью вот такой карточки («пустой стакан»). Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей).
Ответы детей:
Опыт №3 «Воздух в человеке»
Дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки.
Воспитатель: Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)
Ответы детей:
Воспитатель: Почему появились пузырьки? (выходит воздух)
Ответы детей:
Воспитатель: Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали третий секрет воздуха. Запишем результаты опыта с помощью карточки. («изображение человека»). А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо (взмахи руками)
Закачалось деревцо (качаемся)
Ветерок все тише, тише, (приседаем)
Деревцо все выше, выше (поднимаемся на носочки).
Опыт №4 «Имеет ли воздух запах?»
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?» варианты ответов детей)
Воспитатель Как мы это можем проверить? (понюхать воздух) Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет? Четвертый секрет: Воздух – не имеет запаха. («нос»)
Опыт№5 «Воздух может двигаться»
Воспитатель предлагает детям встать в круг и отвернуться. Воспитатель разбрызгивает по воздуху духи.
Воспитатель -Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем пахнет? (воспитатель незаметно для детей распыляет туалетную воду)
Воспитатель: Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что
воздух не имеет запаха? (запах дошел до нас)
Воспитатель: Оказывается, воздух умеет двигаться и может доносить различные запахи до наших носов. Чем может пахнуть воздух? В нашу группу доходят какие-нибудь запахи?
Ответы детей: (цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра,
духами, стиральным порошком из прачечной, и т. д).
Воспитатель :А увидеть движение воздуха мы можем? (варианты ответов) Движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т.к. ветер – это и есть движение воздуха. Посмотрите на экран. Просмотр видео.
Воспитатель Что мы видим?
Ответы детей: (качаются деревья, трава наклоняется, быстро плывут облака, штора на ветру).
Воспитатель Мы узнали пятый секрет (воздух может двигаться). Запишем с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево») Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого. Сможет ли человек жить без воздуха?
Опыт №6 «Не дышу»
Воспитатель :Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами (пауза). Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться)
Воспитатель: Чего вам не хватало? (воздуха)
Воспитатель: Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет)
Д/игра «Кому нужен воздух»
Воспитатель: Ребята, вспомним, кому еще нужен воздух? Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют, кому нужен воздух. Кому необходим воздух? Как это можно назвать, одним словом (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух (дышать, расти, жить).
Шестой секрет воздуха. Добавим к нашим записям еще одну: «Воздух нужен
Всему живому». Посмотрите на экран. На экране чередуются слайды.
Что происходит с воздухом? Предполагаемые ответы детей: (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).
Воспитатель: Как мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? Предполагаемые ответы детей: (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).
Воспитатель Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его. Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам.
Воспитатель: На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.
Итог:
Воспитатель :Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки мыльные пузыри.
Воспитатель надувает мыльные пузыри. Что внутри них? (воздух). Одну баночку возьмем с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними ветерок. Сейчас можно и поиграть с пузырьками:
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.