СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по экологии в старшей группе “Здравствуй, Зимушка – зима”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по экологии в старшей группе “Здравствуй, Зимушка – зима”»

Конспект занятия по экологии в старшей группе “Здравствуй, Зимушка – зима”

Цель: познакомить детей с причинами изменения условий жизни природы (образование снежного покрова, замерзание рек, мороз, солнце светит, но не греет). Воспитывать любознательность и бережное отношение к природе.

Связи: солнце мало греет - мороз, мороз-вода превращается в снег, лед.

Словарь: мороз, ветер, вьюга, метель, снег, снежинка, снегопад.

Материал: картины зимы и лета, листы бумаги, кисточки, краски, музыка для танца со снежинкой.

Предшествующая работа: наблюдали как замерзает вода на улице.

Методические приемы: наблюдение, беседа, составление коллективного панно «Зима»

художественное слово:

С Дрожжин

Мороз в окно глядит и дышит

И на стекле узоры пишет.

А против мерзлого окна

дыханьем дедушки Мороза

В порчу и жемчуг убрана

Стоит кудрявая береза.


Ход занятия.

В/ль держит в руках письмо:

К нам пришло письмо одно,
Очень странное оно…

Здравствуйте, ребятишки!
Скоро, скоро к вам примчу,
На метелях прилечу,
Запляшу и закружу,
Снегом землю наряжу,
И деревья, и дома».
И подписано: «Зима».

Зима… А что это такое?

Ребята, давайте подойдем  к окошку и посмотрим в него.

Скажите, что вы видите за окном?

А почему вы думаете, что зима?

Правильно, ребята. На улице холодно, вода замерзла, солнце не греет, лежит снег, часто дует холодный ветер, бывает очень сильный мороз. Всё это бывает только  зимой. 

Почему существуют времена года?

Показ опыта с лампой и мячом.

Времена года, как люди, разные. Самое волшебное время года - зима. Она дарит самые любимые праздники, самые веселые забавы, самые интересные сказки долгими, таинственными вечерами.

А природа зимой? То мороз трескучий ударит, то оттепель… а какой зимний день разный: то – сверкающий, солнечный, звонкий, то – серенький, мягкий, тихий…Только что выпавший снег бывает белым и рыхлым, потому что состоит из ледяных кристаллов, которые мы называем снежинками.

Когда тихая морозная погода красивые шестиугольные снежинки падают на землю. В такую погоду снежинки долетают до земли и не ломаются, и сухой снег скрипит под ногами.

В теплую погоду снежинки липнут друг к другу, и получаются хлопья. Снег липкий, мягкий, снежинки не ломаются, не скрипят.

В ветреную, морозную погоду снежинки похожи на крупу. Ветер сломал у них лучи. Снег не липкий.

И видится то зима каждому по-своему.

Мороз в окно глядит и дышит

И на стекле узоры пишет.

А против мерзлого окна

дыханьем дедушки Мороза

В порчу и жемчуг убрана

Стоит кудрявая береза.

Физкультминутка:

(Выполняется под звуки музыки Э.Грига “Утро”).

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок –
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

Что происходит со снегом, снежинкой, если их взять в руки? Почему?

Как вы думаете, когда наступает зима?

Что произошло с водой на реке? (Ответы детей).

Она превратилась в лёд. Лёд – это замёрзшая вода. Лёд появляется на реках, как только ударит первый мороз. С каждым морозным днём ледяная корка будет становиться всё толще, но подо льдом есть вода.

А как вы думаете – почему люди зимой ходят по реке, не пользуясь мостом, катаются на коньках, лыжах, санках?

Лёд на реке толстый и прочный, а ещё скользкий, поэтому можно кататься на коньках.

Подо льдом есть незамерзшая вода, там живут рыбы. Водяные жители – рыбы и раки – благодарны морозу и за ледяную крышу, которая защищает их от зимней стужи.

- Ребята, какое время года было до зимы?

Правильно, осень. Вспомните, какие картины осени мы с вами рисовали. Давайте превратим их в зимний пейзаж. Возьмите кисточки, краски и дорисуйте свои работы.

Дети рисуют снег.                                             

Вот и зимушка – зима,
Как украсила дома!
Побелила всё вокруг,
На всех крышах белый пух.
Будут горки во дворе,
На забаву детворе.

Что интересного происходит в жизни детей зимой?

Что бы вы предложили своим товарищам, чтобы не заболеть?

Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили?

Правильно о зиме.

Физминутка:

Если руки ваши мёрзнут,
То в ладоши хлопайте,
Если ноги ваши мёрзнут,
То ногами топайте.
Дружно топайте ногами!
Громче хлопайте руками!
А не то вам дед мороз
Отморозить может нос.

Мы с вами ещё успеем покататься и на санках, и на лыжах, и поиграть в снежки и, конечно же, слепить снеговика.

А теперь загляните под елочку. В сугробе спрятаны подарки для вас.

Дети достают шкатулку с картинками “Зимние забавы”. В свободной деятельности дети составляют панно “Зима”.