СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого занятия по экспериментированию в детском саду «Волшебница вода»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ссылка на видеоролик открытого занятия "Волшебница вода"

https://cloud.mail.ru/public/8mdg/ugJrkq8iH

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия по экспериментированию в детском саду «Волшебница вода»»


Конспект НОД по экологии

в средней группе





















Подготовила: Полянская Е.И.

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе

«ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

Цель:

  • Формировать представления о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни.

Задачи:

1.Образовательные:

- Ознакомить детей со свойствами воды:

  • - отсутствие собственной формы;

  • - текучесть;

  • - пар тоже вода;

  • - вода может растворять предметы.

- Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации;

  • - развивать навыки проведения лабораторных опытов:

  • - закрепить умение работать с посудой (стеклянной, прозрачной и пласмасовой);

- Закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;

2. Воспитательные:

  • -поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;

  • -вызвать у детей стремление беречь воду, как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.


3. Развивающие:

  • -развивать собственный познавательный опыт;

  • -расширить перспективу развития познавательной деятельности детей, путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;


Предварительная работа.

  • Беседы о воде, её роли в жизни человека.

  • Проведение непосредственной образовательной деятельности – экспериментирований с водой.

  • Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

  • Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» и др.

  • Чтение художественной литературы.

  • Наблюдение за водой во время прогулок.

Материал для НОД.

  • Прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы.

  • Фильтровальная бумага.

  • Вещества, которые растворяются в воде: соль, сахар, мука, краска, крахмал, травяной настой календулы или ромашки, любое растительное масло.

  • Предметы круглой и квадратной формы.

  • Иллюстрации с изображением водоёмов, водяных мельниц, водохранилищ.

  • Электрообогреватель или кипятильник.

Организационный момент

Воспитатель: Все в сборе взрослые и дети мы можем начинать, но сначала нужно нам здравствуйте сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Станем рядышком, по кругу, скажем:

«Здравствуйте! » друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет! » и «Добрый день! »;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО!

А теперь все внимание на меня.

Воспитатель : Сегодня нам пришло письмо от жителей пустыни, с просьбой рассказать им о воде, что такое вода, какая она. И чтобы нам ответить на это письмо я хочу пригласить вас в нашу лабораторию. Ребята, вы уже знаете ,что такое лаборатория, нам уже с вами приходилось там работать.,проводят опыты. А какие опыты мы уже с вами проводили? (ответы детей) Но нам с вами всё таки надо вспомнить ,что такое лаборатория и как нужно себя там вести.

Дети: (ответы детей) Воспитатель: лаборатория-это помещение, где работают учёные которые ставят опыты и эксперименты исследуя их. Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Готовы!

Вместе со мной произносим слова: Вокруг себя мы повернись

Раз, два, три,

Вперёд немножечко пройдись

Раз, два, три,

И в лаборатории окажись.

Раз, два, три,


Ребята, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился новый предмет. Давайте к нему подойдём и рассмотрим его. Дети подходят к фонтану и рассматривают его.

Вос-ль: Кто знает, как называется этот предмет? Для чего он нужен? А что льётся в фонтане? (вода) Что мы можем сказать о воде?

Дети: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льётся, течёт.




«ВОДА – ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ»

Вос-ль: Вы сказали: «вода льётся, течёт». Давайте это проверим. Для начала подойдём к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она?

Дети: Стеклянная,кирамическая.

Вос-ль: Как нужно обращаться с такой посудой?

Дети: Аккуратно. Постараться не ударять её друг об друга, можно разбить.

Вос-ль: Возьмите стакан с водой и налейте немного воды на тарелочку. Выливать нужно медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт и растекается на тарелку. (Самостоятельная работа детей).

Вос-ль: Почему вы смогли перелить воду из стакана на тарелку? Почему она растеклась по тарелка?

Дети: Потому что вода жидкая.

Вос-ль: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, её называют жидкостью. Посмотрите, у меня на столе лежит кубик и шарик. Какой они формы?

Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую.

Вос-ль: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?

Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком, шариком. Форма их не меняется.

Вос-ль: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в тарелочку, прозрачный стакан.

(Самостоятельная работа детей)

Вос-ль: Итак, что происходит с водой, когда мы наливаем её в тарелочку? Какую форму она принимает?

Дети: Форму тарелки.

Вос-ль: А что произошло с ней, когда мы её налили в чашку?

Дети: Вода приняла форму этих предметов.

Вос-ль: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её налили – чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

Вос-ль: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разобьёмся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода – это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода – это плохо. Почему?». Итак, начали: «Вода – это хорошо. Почему?»

Дети: Вода нужна для питья, чтобы готовить еду, умываться, мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду. Водой можно закаляться. Вода нужна для того чтобы поливать цветы, растения в огороде. А ещё в воде живут различные животные и рыбы, возле воды обитают птицы.

Вос-ль: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем ответы второй команды: «Вода – это плохо. Почему?».

Дети: Если в жару напиться холодной воды, то модно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если не аккуратно обращаться с водой и пролить её на пол, то можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывают наводнения и тогда вода разрушает всё на своём пути не жалея ни кого и ничего.

Вос-ль: Молодцы, отлично справились с этим заданием, переходим к следующему вопросу.


«ВОДА МОЖЕТ НАГРЕВАТЬСЯ»

Вос-ль: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, шипеть и булькать? Когда это происходит?

Дети: Когда её нагревают.

Вос-ль: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?

Дети: Огонь, газ, электронагреватель.

Вос-ль: В нашу лабораторию я принесла один из электроприборов. Как он называется? Совершенно верно – это кипятильник. Давайте с его помощью нагреем воду. Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта (вспомнить правила пользования электроприборами). Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.

Вос-ль: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?

Дети: Она кипит, булькает, бурлит.

Вос-ль: А какая кипящая вода?

Дети: Она очень горячая.

Вос-ль: Приведите пример, где вода очень – очень горячая, а где тёплая.

Дети: В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке. В природных горячих источниках. Тёплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кране, где мы моем руки, в ванне, где купаемся.

Вос-ль: Итак, ребята, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?

Дети: Вода может нагреваться, быть тёплой и горячей.


«ПАР – ЭТО ТОЖЕ ВОДА»

Вос-ль: Сейчас я выключу кипятильник. Вода становится спокойной, перестаёт кипеть, но остаётся горячей. Посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он появился? Я в банку наливала только воду. А вы знаете, откуда появился пар?(высказывания детей)

Вос-ль: Вы правы, если воду сильно нагреть, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показать детям). Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки (предложить детям потрогать пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: «Пар – это тоже вода, очень сильно нагретая».


Физкультминутка «Рыбки плавали, ныряли»


«ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ»

Вос-ль: Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:

Белый камень в воде тает. (Сахар)

Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

Вос-ль: Теперь вторая загадка:

В воде родится,

Воды боится. (Соль)

Убираем салфетку со второго блюдца.

Вос-ль: И, наконец, последняя загадка:

Жёлтое, а не солнце,

Льётся, а не вода,

На сковороде – пенится,

Брызгается и шипит. (Масло)

Вос-ль: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?

Дети: Потому что они в ней исчезают, растворяются.

Вос-ль: Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места. Дети рассаживаются на свои рабочие места.

Вос-ль: Давайте проведём следующий опыт и посмотрим, что произойдёт с солью и сахаром, если мы их опустим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите кусочек сахара и размешайте его ложечкой. Что получается? Растворился ли сахар в воде или нет?

Дети: Сахар растворился в воде.

Вос-ль: Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соль. Размешайте её. Что теперь произошло.

Дети: Соль растворилась в воде.

Вос-ль: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно так же исчезнет в воде как соль и сахар? Давайте проведём следующий опыт. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла. Идёт самостоятельная работа детей.

Вос-ль: Что произошло с маслом?

Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками.

Вос-ль: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды мы познакомились?

Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

Вос-ль: Правильно. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.


«ОЧИСТКА ВОДЫ»

Вос-ль: Ребята, посмотрите ещё раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?

Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.

Вос-ль: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья.

Заключительная часть


Вос-ль: Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же бывает вода? Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Какая бывает вода?»

Игра «Какая бывает вода?»: дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задаёт вопрос и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос «какая бывает вода?» и возвращает воспитателю мяч (варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, без цвета, морская, речная, водопроводная, болотная, родниковая и т.д.).

После игры воспитатель приглашает детей подойти к фонтану.

Вос-ль: Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали из опытов?

Дети:

-Вода это жидкость;

-Вода не имеет собственной формы;

-Вода может нагреваться, быть горячей;

-Вода может растворять одни вещества и не растворять другие;

-Воду можно очистить с помощью фильтра.

Вос-ль: Вода добрый друг и помощник человека. Многие поэты написали свои произведения о воде, о морях, океанах, реках, ручейках. Послушайте стихотворение Н.Рыжовой «Волшебная вода»

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте,

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Вос-ль: Действительно, без воды невозможно прожить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Мне понравилось как вы сегодня работали в лаборатории, но нам пора возвращаться в детский сад.

Вместе со мной произносим слова: Вокруг себя мы повернись

Раз, два, три,

Вперёд немножечко пройдись

Раз, два, три,

И в детском саде окажись.

Раз, два, три,