Конспект занятия
по ФЭМП
в старшей (разновозрастной) группе (подготовительная).
Цель: Уточнять представления о цифре 8. Продолжать учить составлять числа 7 и 8 из единиц. Закреплять последовательное называние дней недели. Развивать умение составлять тематическую композицию по образцу.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать учить составлять числа 7 и 8 из единиц.
2. Закреплять последовательное называние дней недели.
3. Познакомить с образованием и составом числа 8 и цифрой 8.
4. Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой.
5. Развивать умение составлять тематическую композицию по образцу.
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче.
2. Воспитывать умение работать в коллективе, усидчивость, умение понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя
3. Воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим, самостоятельно работать с раздаточным материалом.
Материал к НОД:
Демонстрационный материал: карточки с кругами (от 1 до 8, овал «Колумбово яйцо» разделенный на части по количеству детей). 8 кругов красного цвета и 8 кругов синего цвета, карточки с цифрами от 1 до 8, образец птицы из частей овала.
Раздаточный материал: наборы цветных карандашей, карточки с кругами (от 1 до 8, овалы, разделенные на части, карточки с цифрами от 1 до 8.
Ход занятия:
1. Вводная часть:
Игра с мячом «Соседи чисел».
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну «Знаний».
Воспитатель: - Для того чтобы отправится в волшебную страну, нам нужно быть одной дружной командой и произнести волшебные слова:
«Раз ладошка, два ладошка
Подружились мы немножко,
Мы ребята дружные
Дружные, послушные».
Воспитатель: - Давайте улыбнемся друг другу! (дети стоят в кругу и берутся за руки). «Раз, два, три, всё кругом волшебной страной обернись!»
2. Основная часть:
Воспитатель: - Первое задание.
Воспитатель: - Поиграем в игру с мячом «Соседи чисел».
Воспитатель: - Назовите соседей числа 2. (Соседи 1 и 3).
Воспитатель: - Назовите соседей числа 4. (Соседи 3 и 5).
Воспитатель: - Назовите соседей числа 5. (Соседи 4 и 6).
Воспитатель: - Назовите соседей числа 6. (Соседи 5 и 7).
Воспитатель: - Следующее задание. Игровое упражнение «Соберем цветик – семицветик».
Воспитатель произносит волшебные слова из сказки «Цветик – семицветик»:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по- моему вели.
Воспитатель: - Ребята, соберите волшебный цветок из 7 цветных карандашей так, чтобы один и тот же цвет не повторялся дважды (дети выполняют задание).
Воспитатель: - Сколько всего цветных карандашей вы взяли? (7).
Воспитатель: - Сколько и какого цвета карандашей в вашем цветке? (Один).
Воспитатель: - Как вы составили число семь? (Из семи карандашей разного цвета).
Знакомство с числом и цифрой 8.
На доске три ряда кругов:
К/ К/ С/ К/ К/ К/ К
С/К/ К/ С/ К/ К/ К
К/ С/ С/ К/ С/ К/С
Воспитатель: - Сколько в каждом ряду всего кругов? (7)
Воспитатель: - Сколько в каждом ряду красных кругов и синих кругов?
(В первом ряду 6 красных и 1 синий круг;
во втором – 2 синих и 5 красных;
в третьем ряду- 3 красных и 4 синих кругов).
Воспитатель: - Какими по порядку стоят синие квадраты в 1-м ряду, во 2-м ряду, в 3-м ряду? (В первом ряду синий квадрат третий,
во 2-м ряду – первый и четвертый,
в 3-м ряду- второй, третий, пятый и седьмой).
Воспитатель: - Молодцы, правильно. Поиграем с вами в игру «День – ночь».
Воспитатель: - Запомните эти кружочки.
Воспитатель: - Ночью пока все спят, происходят разные чудеса. Когда я скажу ночь, вы закрываете глаза. Ночь! Дети «засыпают». Воспитатель добавляет в первый ряд 1 красный кружок.
Воспитатель: - Что изменилось? (Добавили еще один красный кружок).
Воспитатель: - Сколько кругов стало в 1-м ряду? (8).
Воспитатель: - Правильно.
Воспитатель добавляет в каждый ряд по 1 красному кружку.
Воспитатель: - По сколько кругов там получится? (по 8) Сосчитайте. Какое число живёт справа от числа 8? (7).
Воспитатель: - Давайте с вами вспомним дни недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).
Воспитатель: - Молодцы. Сколько дней в недели? (7).
Воспитатель: - Правильно. А скажите, бывает ли восьмой день недели? (нет, после 7, опять первый день недели).
Воспитатель: - Как называется праздник, в названии которого есть цифра 8? (8 марта).
Воспитатель: - Послушайте следующее задание. Игровое упражнение «Найди цифру»
На доске цифровой ряд от 1 до 8. Воспитатель читает отрывок из стихотворения
С. Маршака «Веселый счет»:
Цифра «восемь» - два кольца,
Без начала и конца.
Вызванный ребенок находит на доске цифру 8. Дети находят у себя соответствующую карточку с цифрой 8.
Воспитатель: - Какое число обозначает цифра восемь? Отсчитайте столько же карандашей. Сколько карандашей вы отсчитали? Почему вы отсчитали восемь карандашей? (Цифра восемь обозначает число восемь).
Воспитатель: - Следующее задание. Физминутка. Игра «Живая неделя».
Материал: карточки с крупным изображением цифр от 1 до 7.
На столе раскладываю 7 карточек цифрами вниз.
Воспитатель: - Сколько дней в неделе? Каждому дню недели соответствует определенная цифра. Кто знает, и может назвать? (понедельник -1, вторник- 2 и т. д.)
Воспитатель: - По сигналу «Вся неделя – стройся в ряд» вы берете карточку и занимаете свое место в ряду (игра повторяется 2-3 раза).
Задание:
Понедельник- топни ножкой.
Вторник- низко поклонись,
Среда- плавно покружись,
А четверг нам громко хлопнет,
Пятница – поздоровайся со мной,
Суббота – постой на одной ножке,
Воскресенье – подтянись.
Воспитатель: - Следующее задание. Дидактическая игра «Колумбово яйцо».
Воспитатель: - Ребята, рассмотрите «колумбово яйцо» на доске. Посчитайте его части. Составьте на столах картинку «Птица» по образцу.
Воспитатель: - Молодцы.
3.Итог занятия:
Воспитатель: - Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране «Знаний». Вам понравилось путешествие?
Воспитатель: - Что понравилось?
Воспитатель: - Что интересного было?
Воспитатель: - С какой цифрой и числом познакомились?
Воспитатель: - Вы молодцы, мне очень понравилось с вами работать.