Конспект занятия по формированию фонематических представлений для детей с ОНР “Гласные звуки А, О, У, И, Ы”. Задачи: коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы; коррекционно-развивающие: закреплять понятия “гласный звук”, “звук”; закреплять понятие о месте звука в слове: звук в начале слова, в конце слова; выделять гласные звуки из состава звукосочетаний, слов, а так же делать звуковой анализ звукосочетаний из 2, 3 гласных звуков; развивать фонематические процессы; развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание; коррекционно-воспитательные: воспитывать уважение к товарищам, выдержку, умение работать в коллективе, доброжелательность, отзывчивость. Материалы и оборудование: символы гласных звуков, дидактические пособия “Домик”, “Трафарет”, предметные картинки на гласные звуки, атрибуты для игры “Живые звуки”, музыкальное сопровождение, шапочки на голову с изображением пчелы, письмо. Ход занятия : Логопед: Дети, посмотрите, что сегодня принес почтальон в нашу группу. Это письмо. Хотите узнать от кого? Нужно отгадать загадку: Полосатая хозяйка Полетела над лужайкой, Похлопочет над цветком Он – поделиться медком! - Правильно, пчела! Это письмо от пчелки. Только оно не совсем обычное, оно звуковое. Давайте вместе его послушаем. Письмо пчелы. Ж-Ж-Ж Я пчела, зовусь я Майя! По полям всю жизнь летаю. Вот летала на лугу, не смогла собрать медку. На лужайку прилетела, но и там я не сумела. На лужайке той цветы необычной красоты! Но цветочки не простые, все цветочки звуковые. Чтобы мне медок собрать, нужно звуки отгадать! Звуков много знаю я, только помощь мне нужна. Вам - заданья выполнять, мне – медок быстрей собрать. Помогите, не ленитесь и медком вы угоститесь! - Ну что, ребята, поможем пчелке собрать медок? Мы выполним задания от звуковых цветов, а пчелка соберет медок на волшебной лужайке! Я думаю, что она угостит нас этим вкусным медком! -Ребята! Я думаю, что нам будет удобнее, если мы сможем летать? Нужно превратиться в пчелок! - Чтобы в пчелок превратиться, нужно нам принарядиться! (дети надевают на голову шапочки пчелок). - По цветам перелетая и заданья выполняя, Нам – заданья, пчелке – мед, Вот и начался полет! 1. Приготовились, взлетели и на первый полетели! Игра “Лепесток”. На обороте каждого лепестка ромашки наклеена картинка. Необходимо определить первый звук в слове названии картинки (количество лепестков соответствует количеству детей) - А как можно назвать все эти звуки? (гласные звуки). - Что у них общего? (Гласные, поются, нет преграды для воздуха, выходящего из горлышка). - В чем различия? (В положении рта и губ). 2. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету?- второй). Задание: Повторение слоговых рядов, чистоговорок, а также упражнение для развития дыхания и голоса. - Ребята! Будьте внимательны и повторяйте правильно! А-А-А - шире ротик детвора. У-У-У - всех детей к себе зову. И-И-И - ротик к ушкам потяни. Ы-Ы-Ы - губку вниз ты опусти. О-О-О - деткам очень хорошо АН-АН-ОН-ОН звукосочетания: АОУ ЫАО УЫИ ПА-ПО-ПУ-ПЫ АВ-ОВ-УВ-ИВ -Упражнение на дыхание: - И.П. Руки вверху. Вдохнуть и на выдохе, произнося звук О, опускать руки вниз с нарастающей силой голоса. Затем , поднимая руки вверх произносить звук О от самого громкого до тихого. 3. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету? - третий). Задание: Определи количество звуков в звукосочетании. Составь из символов схему этих звукосочетаний. Поиграй в игру “Живые звуки”. - Ребята, вы слышите? Дети: Да! Кто-то кричит. - А что кричит человек? По моему … (АУ). Дети: АУ! (заблудился кто-то). - Повторите, что вы услышали. Дети: АУ-АУ-АУ. - Это звукосочетание. Так? Сколько всего звуков вы услышали? Какой первый? Какой второй? Сложи из символов звукосочетание АУ. Дети выполняют задания. (Следующее звукосочетание УА – так плачет малыш). Анализ и синтез звукосочетания УА, - “Игра живые звуки” (звуковой анализ звукосочетания ОЫИ) 4. Ребята! Мне кажется, что нужно немного отдохнуть (какой по счету? – четвертый цветок со скрипичным ключом). - Чтобы пчелкам сил набрать, Нужно нам потанцевать. Динамическая пауза “Пчелки”. 5. Отдохнули, полетели, на цветок перелетели! (какой по счету? – пятый). Задание: Ответить на загадку. В окошках трафарета нарисовать соответствующие символы звуков ( определение первого гласного звука в слове; и одного звука (Ы) последнего в слове). - Чтоб заданье выполнять, Нужно пальчики размять. Дети садятся за столы и разминают пальчики тренажёром ( колючий пластиковый шарик “Су-джок” ) . Затем выполняют задания: Загадки: 1. Звук О Молодцы крылатые Платья полосатые Ростом хоть и крохи Укусят – будет плохо! (осы). 2. Звук У Он плывет по простыне, Как кораблик по волне. Он хозяйкам верный друг, Электрический….(утюг). 3. Звук И Всех на свете обшивает, Что сошьет – не надевает! (игла). 4. Звук А Стою на крыше Всех труб выше! (антенна). 5. Звук Ы – позиция звука: в конце слова. Сделали дыру, вырыли нору, Солнце сияет, а они не знают (кроты). -Молодцы, ребята! Продолжаем наш путь! 6. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! Задание: Собрать разрезную картинку и в слове названии картинки определить место заданного звука в слове. - Ребята, это сложное задание и перед его выполнением необходимо потренировать свои глаза. (Упражнение “Зоркий глаз”- определить, что вы увидели на картинке). Для сильной подгруппы – позиция звука в конце слова, для слабой подгруппы – первый звук в слове. - Ну вот, ребята! Вы выполнили все задания, которые приготовили вам звуковые цветочки. Сколько всего их было? Какой был самый трудный? Какой самый веселый? Что из заданий вам понравилось больше всего? А теперь…….. Мы с полянки улетать собираемся и снова в группе в детишек превращаемся! - Вы, ребята, молодцы! Облетели все цветы! Со всем справились, устали? Все заданья выполняли! Ну а наша пчелка - труженица, Весь медок собрала, умница! Ну а нас ты угостишь? Этим нас повеселишь! – раздается стук в дверь, принесли подарок (горшочек меда). Дети угощаются медом и делятся впечатлениями по поводу занятия. - Ребята, да тут еще записка от пчелки! Благодарна вам, Ребята! Помогли мне, молодцы! И спасибо пчелка Майя говорит вам от души! Дети благодарят пчелку за мед. Занятие заканчивается. |