Конспект интегрированного занятия в средней группе
по теме: «Я в обществе».
воспитатель: Стегачева И.А.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: Формировать представление о себе как о человеке;
Воспитывать культуру общения детей;
Развивать мыслительную аналитическую деятельность ребенка – самопознание собственной личности.
Задачи:
Учить осознавать собственную значимость среди людей; уметь видеть сходство и различие людей, отличие человека от животного.
Уточнять, что такое социальные нормы поведения.
Обогащать словарный запас.
Воспитывать интерес, бережное отношение к себе, доброжелательное отношение к сверстникам.
Материалы: картины «Люди», «Человек», «Этикет», зеркала на каждого ребенка, игрушка Петрушка, картинки «правила поведения»; альбомные листы, карандаши.
Ход:
Привлечение внимания детей:
- Ребята, вы уже проснулись? (Да).
- А друг другу улыбнулись? (Улыбаются друг другу).
- А здоровья пожелали? (Здороваются).
- И немножко поиграли (Да).
- Ну, тогда вставайте в круг…
(Дети с воспитателем стоят в кругу в центре группы, выполняя движения).
Воспитатель:
Доброе утро Девчонки и Мальчишки! (кланяются).
Доброе утро Зайчики и Мишки! (машут игрушкам).
Доброе утро Солнце золотое! (поднимают руки вверх).
Ты для нас светлое, родное! (прижимают руки к груди).
Будем мы сегодня что-то изучать,
Будем мы сегодня весело играть! (прыгают).
Будем улыбаться, радостно смеяться, (смеются).
Ведь сегодня новый день настал опять! (хлопают в ладоши).
(Дети садятся на ковер).
Воспитатель:
- Ребята, каждый день мы с вами узнаем что-то новое! И сегодня мы поговорим с вами о нас самих.
(загадывает загадку)
На земле он всех сильней.
Потому что всех умней. (Человек).
Воспитатель:
- А если один, называют «человек», а когда много – «люди»!
(Воспитатель показывает картинки с изображением одного человека и людей, закрепляя понятия люди и человек).
Тут появляется Петрушка и начинает кричать.
Воспитатель: Петрушка, в чем дело? Ты почему кричишь?
Петрушка: Да, ничего я не кричу, я просто говорю вон тому мальчику…(опять кричит)
Воспитатель: Петрушка, так нельзя себя вести…
Петрушка: А что такое?
Воспитатель: Ну во-первых, Петрушка, надо здороваться, когда входишь…
Этикет!.. Понимаешь. Ты знаешь, что такое этикет?
Петрушка: Этикет?!.
Воспитатель: Правила этикета для детей – это волшебные правила, которые помогут тебе стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком. Зная эти правила, ты сможешь более легко и просто общаться со своими друзьями, родителями, близкими и совсем незнакомыми тебе людьми. Без труда научишься, как правильно здороваться, дарить подарки и принимать их, как ходить в гости, говорить по телефону и многому другому…
Правила приветствия — очень важный шаг в изучении правил этикета. Ведь первое, что мы делаем при встрече со знакомым человеком — это приветствуем его.
Воспитатель: Ребята, какие приветственные слова, вы, знаете?
Ответы детей…
Дидактическая игра «Продолжи предложение.
Я знаю такие приветственные слова,как…»
Неприлично махать руками и кричать «во все воронье горло», если люди, с которыми ты хотел бы поздороваться, находятся далеко от тебя. Достаточно будет, встретившись с ними взглядом, просто приветливо кивнуть им.
• Никак нельзя назвать приветствием громкие, удивленные возгласы: «ба — кого я вижу», «ну наконец-то», «где ты пропадал».
• Не бойся лишний раз поздороваться с человеком, если повстречал его в течение дня не однажды. Поприветствуй его улыбкой, либо кивком головы, или легким взмахом руки.
и заметили и вас, нужно поприветствовать человека кивком головы, взмахом руки, поклоном, улыбкой. Кричать во весь голос не следует — вы поставите в неловкую ситуацию и его, и себя.
• Если вы увидели знакомого, который приближается к вам, не нужно кричать «Здравствуй» издалека. Дождитесь, когда расстояние между вами сократится до нескольких шагов, и тогда поприветствуйте его.
Воспитатель : Петрушка, давай начнем сначала. Ну ка, попробуй!!!
Обыгрывание ситуации «В гости к нам пришел Петрушка. Приветствие.»
Воспитатель: Ну, а мы ребята, как гостеприимные хозяева, должны предложить Петрушке, пройти и угостить чаем.
Воспитатель просит кого-нибудь из детей , чтобы тот пригласил Петрушку.
Петрушка начинает все хватать, тянется через весь стол, набивает рот, и начинает говорить… и качается на стуле.
-Ребята, а как надо себя вести в гостях? За столом?..
Ответы детей….
Без сомнения, поесть вкусненького мы любим все… Однако далеко не все знают элементарные правила поведения за столом. Чтобы не оказаться в глупой ситуации перед людьми, с которыми ты будешь находиться за одним обеденным столом, выучи эти основные правила и тебе никогда не будет стыдно за себя.
Итак, правила поведения за столом для детей:
• Не клади на стол локти: они могут помешать соседу, да и занимают много места. Очень неприлично раскачиваться на стуле.
• Не разговаривай с полным ртом – прожуй и проглоти, потом говори, не чавкай – старайся есть беззвучно.
• Чтобы было легче жевать – не откусывай слишком больших кусков.
• Клади на тарелку столько еды, сколько сможешь съесть.
• Мясо, поданное большим куском, принято есть с вилкой и ножом: вилка — в левой руке, нож – в правой. Небольшими кусочками нарезаешь мясо, нож откладываешь в сторону, вилку берешь в правую руку – и ешь себе! Такая манера еды демонстрирует воспитанность (тарелка выглядит более аккуратной).
• Не нужно есть ложкой то, что можно есть вилкой, а также не пользуйся ножом, если можно обойтись при помощи все той же вилки. Например, рыбу, котлету, заливное ножом не режут – отламывают вилкой небольшие кусочки.
• Гарнир (картофель, овощи, макароны) набирай на вилку с помощью хлеба, а не с помощью пальцев.
• Руки и губы вытирай салфетками, ни в коем случае руками, скатертью, либо одеждой.
• Если тебе захотелось попробовать какое-то блюдо, находящееся вдалеке от тебя, не тянись к нему через весь стол, а попроси вежливо передать.
• Из общей посуды накладывай еду не своей ложкой либо вилкой, а теми, что находятся на общем блюде.
• Такие сладости, как торты и пирожные, не едят с руки, а отламывают ложечкой в тарелке.
• И самое главное: необходимо обязательно поблагодарить того, кто готовил и подавал вам блюда, сказать волшебное «спасибо»!
Петрушка: Я все понял, ребята, прости меня, что я плохо себя вел, я больше так не буду.
Воспитатель и дети прощают Петрушку…
Дид. игра: »Доскажи словечко»
Подарю тебе цветы
И подарок подарю.
Я уверена, что ты
Скажешь мне ... (благодарю).
Вот и наступило утро,
Сад сияет перламутром.
Что мы скажем? (С добрым утром!)
Есть много слов хороших,
Прекрасных, добрых слов.
Я знаю, сын Алеша
Мне их сказать готов!
Раз-два-три, раз-два-три,
Ты слова мне назови! (Спасибо, здравствуйте, до свидания, благодарю)
Птичка птичку повстречала.
Что она прощебетала? (Здравствуй!)
Когда ложимся спать,
Что не забудем мы сказать? (Спокойной ночи)
Когда вернемся в дом,
Где каждый нам знаком,
Что сказать мы не забудем,
Если вежливыми будем? ( Здравствуйте!)
Что мы скажем бабушке
За вкусные оладушки? (Спасибо)
Ровно, прямо мы сидим,
Если за столом ... (едим).
Если в гости мы идем,
То его с собой несем. (Подарок)
Петрушка: Ой, мне очень стыдно, я вам ничего не принес…
Воспитатель: Ничего страшного, а вот мы с ребятами сейчас нарисуем тебе открытку…
Ребята проходят за стол и рисуют открытку по своему выбору.
Петрушка благодарит за подарок, прощается и уходит.