Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе
«Ходит капелька по кругу»
Цель: Уточнить и систематизировать представления детей о воде и её свойствах, а также о различных состояниях воды. Закрепить знания детей о круговороте воды в природе.
Прививать навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности, научить детей экономно пользоваться водой, понимать необходимость бережного отношения к водным ресурсам.
Активизация словаря: конференция, исследователь, круговорот, осадки, свойства, акция.
Материал к занятию: Переговорное устройство, лабораторные принадлежности, карточки с изображением свойств воды, папка - раскладушка «Вода в разном состоянии», карточки для моделирования круговорота воды, пластинка Черепанова - психологическая разгрузка «Сон у моря», аудиозапись песни «Озорные дождики», бумага фломастеры для проведения акции «Капелька».
Ход занятия.
Уточнить число, месяц и день недели. Сообщить, что сегодня в нашем исследовательском центре научная конференция. На конференции присутствуют гости, которые приехали познакомиться с результатами нашей исследовательской работы. Тему нашей конференции узнаете, если отгадаете загадку:
Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу» (вода).
Игра «Собери слово»
Цель конференции познакомить гостей с научными открытиями и подведение итогов нашей исследовательской работы о воде. Для начала познакомим гостей с результатами наших наблюдений. Мы много наблюдали, рассматривали картины, смотрели видео фильмы, рисовали, как вы считаете, всегда ли вода бывает одинаковой? (нет).
Вода может находиться в разных состояниях, представим себе их:
закройте глаза.
(Звучит аудиозапись Черепанова «Сон у моря»).
В каких состояниях встречается вода в природе?
Когда воду можно встретить в твёрдом состоянии? В виде чего?
Почему вы считаете, что снег и лёд - вода, докажите.
Где встречали воду в газообразном состоянии?
Почему решили, что пар - вода? Кто докажет?
А где можно встретить жидкую воду?
Какой можно сделать вывод? (обобщить ответы детей).
В результате наших наблюдений и опытов мы выяснили, что вода в природе встречается в 3 состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.
А какие осадки бывают? С помощью наших рисунков составим портрет воды. Посмотрите на него и скажите, какие осадки возможны завтра, если учесть, какое сейчас время года? (снег, туман, иней).
Сюрпризный момент: входит Туча с шапочками капелек. Здоровается и рассказывает, что все осадки состоят из капелек, а капельки выполняют на земле очень важную работу. «Превращает» 4 девочек в капельки и они рассказывают, как потрудились на земле.
Вот видите, ребята, как много на земле зависит от воды. Ведь капельки - вода, и недаром говорится «Вода - жизнь». Как вы это понимаете? Вы наверно заметили, что вся вода из туч на землю попадает, а потом обратно возвращается. А что помогает капелькам от земли оторваться и в небо подняться? (солнышко). Капельки постоянно путешествуют по кругу - это явление называется КРУГОВОРОТ воды в природе. Давайте составим модель круговорота. Рассказы детей по составленной модели.
Вывод: Можно сказать, что вода никогда не исчезает, она просто превращается из одного состояния в другое, постоянно путешествуя по кругу. Проведём деловую игру и продемонстрируем круговорот.
Подвижная игра “Мы – капельки”.
Ксюша будет мамой Тучкой, а все остальные дети – детки Тучи - Капельки, и вам пора отправляться в путь (звучит музыка, напоминающая звуки дождя).
Капельки прыгают, разбегаются, танцуют (мама Тучка подсказывает им, что делать).
Полетели Капельки на землю…
Попрыгаем, поиграем.
Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали одной большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют.
Текла - текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.
Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
Воспитатель. Теперь, я думаю, все убедились, что
В природе путешествует вода,
она не исчезает никогда
То в снег превратится, то в лёд.
Растает и снова в поход!
По горным вершинам,
широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся,
дождём обернётся.
Вывод: В результате открытий мы установили, что вода - прозрачная, бесцветная, не имеет формы, вкуса и запаха, и растворяет некоторые вещества. Не только полезные, но и такие, которые отравляют воду, делают её непригодной для питья и купания. В воде, в которой растворились некоторые вещества, купаться нельзя, иначе получится, как в мультфильме. Пройдём в «кинозал» и посмотрим отрывок мультфильма «Про Крокодила Гену и Чебурашку». Кто виноват, что река стала грязной? Есть ли в нашем городе такая река? Как можно реке помочь? На планете земля очень мало чистой воды и её надо беречь. А как мы в детском саду бережём воду? Давайте проведём акцию «Капелька», выпустим листовки и развесим их по всему д/с.
Человек - запомни навсегда:
Символ жизни на земле — вода!
Экономь её и береги,
Мы ведь на планете не одни!