Программа дополнительного дошкольного образования
по народному декоративно-прикладному искусству
«ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»
Конспект занятия по Изобразительной деятельности
(рисование):
«Уточка-Марфуша»
народный промысел «Дымковская роспись»
для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Составила: воспитатель
I квалификационной категории
Карпенко Инна Владимировна
г. Донецк РО
2020 год
Цель занятия.
Ознакомление детей с основными приемами и узорами дымковской росписи.
Задачи:
создавать выразительные узоры на бумажном силуэте;
учить рисовать разноцветные кружки в росписи дымковской игрушки;
закреплять знания о цвете;
упражнять в ходьбе, в координации движений рук и ног;
прививать желание рисовать.
Тип занятия. Совершенствование знаний, умений и навыков.
Виды детской деятельности.
Речевая, познавательная, игровая, коммуникативная, изобразительная, продуктивная, двигательная активность.
Форма занятия.
Игровая программа.
Интеграция образовательных областей.
«Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».
Продолжительность занятия. 15 минут.
Участники. Воспитанники младшей группы детского сада (3-4 года).
Оборудование и материалы.
Фигурки дымковской игрушки уточки, большой пазл «Плот», «кочки», «речка», «бревнышко».
Гуашь, стаканы с водой, салфетки, кисти, бумажный силуэт уточки.
ХОД
образовательной деятельности
Воспитатель: Посмотрите, ребята, у нас гости! Это игрушки непростые, они сделаны из глины. Их называют глиняные. У каждой игрушки свой неповторимый узор. Каждое село и каждая деревня придумывали свои узоры, ни на кого не похожие. Также глиняные игрушки отличались и формой: у кого-то они вытянутые, у кого-то широкие,
(Обращаясь к игрушкам) Уважаемые гости! Откуда вы к нам пожаловали?
Уточка: Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб домов вился голубой дымок, который был виден далеко за приделами села. Вот и прозвали село Дымково.
Жили в том селе весёлые люди. Собирались женщины в избе и лепили из глины разные игрушки весёлые. Вылепленные игрушки высушивали, покрывали белилами и расписывали. Узоры состояли из прямых и волнистых линий, кружков и точек. Игрушки получались очень, яркие, красочные, весёлые и нарядные. Как мы! Называли таких людей мастерами. По имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
Мы игрушки не простые,
А волшебно–расписные!
Простой, казалось бы, узор
Но отвести не в силах взор!
Воспитатель: Рассмотрите и расскажите, ребята, какие цвета использовали мастера для росписи дымковских игрушек?
Дети: Красный, жёлтый, синий, зелёный.
Воспитатель: Какие узоры используют при росписи игрушек?
Дети: Прямые линии, волнистые линии, большие и маленькие кружки, точки.
Воспитатель: Правильно! Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда отправимся с вами в страну мастеров. Путь тот будет не простым. Нам нужно будет преодолеть препятствия, выполнить задания.
Уточка: А я вам помогу.
Воспитатель: Ребята, вы готовы? (Дети отвечают: Да!) Итак, отправляемся….
Дети становятся в одну колонну за воспитателем.
Мы шагаем по дорожке,
Поднимаем выше ножки
Через камушки и кочки,
Через ямки и пенёчки.
Раз-два, три-четыре
Ноги - выше, руки - шире!
Распрямили спинку,
Вышли на тропинку.
Шаг вперёд
И шаг обратно -
Ставим ножки
Аккуратно.
В прятки с зайкой поиграем.
Вместе с ним поприседаем.
Ручки солнышку давай
И как зайка приседай!
Сели – спрятались! Ку-ку!
Встали – снова наверху!
Сели – встали, сели – встали.
Сели - встали. Вверх и вниз.
Ну-ка, зайчик, улыбнись!
Упираем руки в бок
И лягушкой скок да скок!
Мы подпрыгнем высоко,
Лес увидим далеко.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
Мы шагаем, мы шагаем!
Выше ножки поднимаем!
Воспитатель: Молодцы ребята, мы прошли дремучий лес.
Впереди болото, дом для бегемота.
Прыгаем по кочкам. На болото не встаем, на болоте пропадём.
Дети прыгают по кочкам. Проходим па прямой линии, как по бревну. Перепрыгиваем волнистую линию.
Ребята, вы сильные и смелые. Вы с лёгкостью прошли не простое болото.
Впереди река, широка и глубока.
Не проплыть, не перейти. Что же делать?
Надо плот нам смастерить и к заветной целее плыть.
Дети собирают большой пазл с рисунком плота.
Забирайтесь все на плот.
Путешествие нас ждёт.
Дети становятся на плот.
Нам попутный ветерок, был бы очень нужен впрок
Не стоять что б нам на месте,
Но ребята дуем вместе.
Дети дуют в воображаемый «парус» Вдыхают- носом, выдох- ртом.
Уточка: Вижу я страну свою. Причаливаем друзья.
Что бы попасть в страну мастеров, нужно ответить на 3 вопроса. Отвечайте правильно. Что бы волшебные ворота открылись.
Воспитатель: Ребята, мы ловко выполнили все задания и вот добрались до Страны мастеров. Занимайте места за столиками.
Как называются игрушки из села Дымкова. (дети отвечают Дымковская)
Разноцветные игрушки, яркие, пёстрые - каким цветом украшают? (Дети отвечают: :красным, жёлтым, зелёным, синим и т.д.)
Нас лепили- обжигали, мастерицы украшали. Всем на загляденье – из чего же сделан я? (Дети отвечают: из глины)
Урааа! Ворота открылись.
Воспитатель: Присаживайтесь, ребята на стульчики, выпрямите, спинки, поставьте ножки ровно.
Воспитатель: Маленькие мастерята, сегодня мы будем расписывать глиняную игрушку уточку Марфушу. Для начала разомнём наши пальчики. Но, перед тем, как вы приступите к работе, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Уточки».
Утки в озере ныряют, (Волнообразные» движения кистями обеих рук.)
Ряску клювом подбирают. (Быстро сжимать «в щепотку» пальчики на обеих руках.)
А потом на бережок, (Положить ладони на стол.)
Друг за другом шлёп, да шлёп. (Похлопать» ладонями обеих руку.)
Воспитатель показывает детям приемы украшения бумажного силуэта уточки точками и кружками способом примакивания. Обращать внимание детей на то, что при смене краски нужно хорошо промывать кисть водой, осушать, прикладывая ее ворсом к салфетке.
Воспитатель: Теперь, ребята, и вы попробуйте украсить свою уточку.
После окончания работы дети свои рисунки помещают на выставке с помощью воспитателя.
Воспитатель: Какие замечательные и красивые получились у вас уточки! Молодцы!
Давайте повторим, как называются игрушки, с которыми мы познакомились?
Какие узоры мы использовали в росписи?
Из чего сделаны эти игрушки?
Теперь нам пришло время возвращаться в группу!
Литературные источники
Меремьянина О.Р. Вместе с куклой я расту. – М.: Учитель, 2012.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Конышева Н.М. Чудесная мастерская. – М.: Ассоциация 21 век, 2004.
Журнал «Обруч» / Дом детской радости. – № 1. – 2014.