Конспект занятия по изобразительной деятельности в технике монотипия в средней группе
Тема: «Волшебные бабочки»
Цель: познакомить детей с нетрадиционным способом рисования «монотипия».
Задачи:
Развивать эстетический вкус, воображение, фантазию;
воспитывать любовь к природе и бережному к ней отношению;
способствовать достижению цели, аккуратности.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за летающими бабочками; рассматривание иллюстраций, репродукций картин, альбома «Волшебная клякса»; д/и «Найди половинку»
Материал к занятию: листы тонированной бумаги по количеству детей, толстые и тонкие кисти по количеству детей, салфетки, краски гуашь, стаканы для воды, аудиозапись «Звуки природы»; «Шум весеннего леса».
Ход занятия
Звучит аудиозапись «Звуки природы – Шум весеннего леса».
Воспитатель: - Ребята, скажите, что вы слышите? (журчание
ручья, пение птиц, жужжание насекомых.)
-Как вам кажется, какое это время года?
- А почему вы так решили?
-Птички поют, и жужжит кто-то.
- Правильно это насекомые! Сейчас узнаем, каких насекомых вы знаете? Я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
Над цветком порхает, пляшет
Веером узорным машет
(Бабочка)
Воспитатель достает из конверта картинки с изображением бабочек и
размещает их на мольберте.
Воспитатель: Посмотрите, кто здесь изображен?
Дети: Разноцветные бабочки.
Воспитатель: Расскажите, какие бабочки по цвету
Дети описывают бабочек
Воспитатель: Как вы думаете, как их можно назвать.
Дети придумывают названия для каждой бабочке.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, чем они похожи, что общего есть у
всех бабочек? А чем они отличаются?
Дети: У них есть усики, туловище, крылышки, лапки.
Воспитатель: Такие чудесные бабочки к нам прилетели, они вьются над полянкой и радуются солнышку. Я сейчас взмахну
волшебной палочкой, и вы тоже превратитесь в бабочек и немного
полетаете.
Физкультминутка:
Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (туловище в перед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел, (руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружится, вьется. (покружиться).
Воспитатель: Бабочки отдохнули и им пора возвращаться обратно. Я
взмахну волшебной палочкой, и вы снова превратитесь в детей. Сегодня мы с вами попробуем нарисовать бабочек! Но они у нас будут не простые, а волшебные! Садитесь за столы, сейчас я вас научу, как с помощью красок можно творить чудеса.
Воспитатель: - Перед вами лежат заготовки бабочек. Сложите их пополам, а теперь одну из половинок при помощи кисточки намочите водой. А теперь выбирайте цвета, которые вам больше всего нравятся и наносите их на ту половину, которую намочили водичкой. Хорошо, молодцы. А теперь согнем бабочку пополам и аккуратно погладим ее ладошкой. Разверните. Что же произошло?
Воспитатель: Произошло чудо, рисунок симметрично отпечатался на другом крылышке бабочки, благодаря чему Бабочка расправила крылья и вот-вот взлетит!
Бабочка-красавица,
В ярком, цветном платьице,
Покружилась, полетала,
Села на цветок, устала…
- Не для отдыха я села,
Я нектар цветочный ела.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Замечательные у вас
получились бабочки, они все разные, красивые, яркие! Понравилось вам волшебных бабочек рисовать?
В конце занятия дети выбирают самую красивую бабочку, выделяют те работы, где дети внесли дополнения или что-то необычное.
Конспекты непосредственно-образовательной деятельности.
Нетрадиционная техника "пластилинография"
Тема: «Осенний букет».
Интеграция с другими образовательными областями:
ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммукативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: развитие творческих способностей детей средствами прямой многослойной фактурной пластилинографии.
Задачи: Продолжить знакомить детей с одним из видов изобразительной техники – прямой многослойной фактурной пластилинографией; развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы, развивать чувство цветовосприятия; воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Материалы и оборудование:
• Плотные шаблоны из картона в виде листьев различных пород деревьев и плодов осени;
• Пластилин,
• Стека,
• Салфетка для рук,
• Осенние листья,
• Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень».
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям загадку:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это.».
Д. Осенью.
В. Верно. Такие признаки характерны для осени. Деревья стоят нарядные, одетые в разноцветные листочки. На прогулке мы с вами часто наблюдаем, как листочки отрываются от веточек и, красиво кружась, падают на землю. Как называется это осеннее явление?
Д. Листопад.
Облетают листья с кленов,
Их все больше с каждым днем.
По траве - еще зеленой –
Меж деревьев мы идем.
Мягко стелет перед нами
Свой ковер осенний сад.
Шелест листьев под ногами.
Это значит - листопад!
М. Познанская
В. Осень — очень красивое время года. Она даже пахнет особенно: чуть горьковатой прелой листвой, ароматной скошенной травой, лесными грибами, сладковатым запахом осенних яблок, а по утрам осенний воздух пахнет свежестью. Все чаше осенью льют затяжные дожди.
Летят, летят дождинки,
Не выйдешь из ворот.
По вымокшей тропинке
Сырой туман ползет.
У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идет и сеет осень
Душистые грибы!
И. Демьянов.
Многие поэты восторгались осенней природой, ее многоцветием, ярким колоритом.
В. А какие еще очень важные приметы осени вы знаете?
Д. Звери готовятся к зиме, насекомые прячутся в щели и под кору деревьев, птицы улетают в теплые края.
В. Конечно же, птицы собираются в стаи и готовятся к отлету в теплые края.
Физкультурная минутка.
«Стая птиц».
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Дети вместе с воспитателем «подлетают» к выставке с репродукцией картины И. Левитана «Золотая осень».
В. Посмотрите картина золотом одета. Художники, также, как и поэты под впечатлением красоты осенней природы, брались за кисть и писали картины.
Воспитатель дает возможность детям полюбоваться репродукцией картины И. Левитана «Золотая осень».
В. Давайте вспомним, как называются картины с изображением природы?
Д. Пейзаж.
В. Верно. Сегодня и нам предстоит тоже создать осенний пейзаж, но не красками, а с помощью пластилина. Но пейзаж будет необычным – из осенних листьев.
2. Практическая часть.
Этапы выполнения работы:
1. Детям предлагается выбрать шаблоны листочка по их желанию.
2. Подумав и определившись, дети выбирают цветовое решение листочка.
3. Приемы рисования пластилином, которые дети используют в работе: придавливание и примазывание. Создавая работу средствами прямой многослойной фактурной пластилинографии.
Кусочек пластилина, находящийся между ладонями, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму. После отщипываются от полученной заготовки кусочки пластилина размером с горошину и дети примазывают их движениями от серединки листочка к краям. Такими мазками закрашивается весь оставшийся фон. Можно накатать несколько цветных цилиндров и использовать для раскрашивания листочка.
4. В конце работы дети стекой наносят рисунок прожилок.
Физкультурная пауза во время работы.
Шуршат осенние кусты, шуршат на дереве листы.
(Поднимаем руки вверх, размахиваем из стороны в сторону).
(Вращая кисти, опускаем руки вниз).
Шуршит камыш, и дождь шуршит,
(Шевелим одновременно пальцами на двух руках).
И мышь, шурша, в нору спешит.
(Чешем пальчиками ладонь, меняя руки по очереди).
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат,
Но все вокруг возмущены:
- Как расшуршались шалуны.
(Энергично сжимаются и разжимаются пальцы)
3. Заключительная часть.
По окончании работы рассмотреть с детьми получившийся осенний букет, похвалить детей, проявивших творчество в работе и цветосочетании. А затем предложить детям игру:
Осень
Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
В лужах лед прозрачно-синий.
На листочках белый иней. Дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх,
Плавные движения над головой влево-вправо
Медленно приседают,
делают плавные движения руками перед собой влево-вправо.
Встают, плавно разводят руки в стороны
Поднимаются на носочки, руки вверх.
Конспект НОД по изобразительной деятельности
с использованием нетрадиционной техники рисования в средней группе
Тема « Яблочный компот»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие»
Цель: Познакомить детей с новой техникой получения изображения: отпечатки половинкой яблока.
Задачи:
1. Дать детям знания о способе нанесения краски на срез яблока, прижимать половинку яблока к бумаге, создавая оттиск.
2. Закреплять представления и навыки рисования ватной палочкой.
3. Развивать у детей умение создавать композицию, используя разные средства выразительности: цвет, сила оттиска, правильное расположение на листе; обогащать образ, создавая дополнительные детали (семечки) с помощью ватной палочки.
4. Активизировать и обогащать словарь детей, упражнять в словообразовании, развивать связную речь детей.
5. Воспитывать интерес к художественной литературе, умение сопереживать героям.
6. Формировать доброжелательное отошение к окружающим, желание помогать, вызывать положительные эмоции.
Предварительная работа:
Дидактические игры «Что где растёт?», «Угадай на вкус», «На что похоже?», «Узнай на ощупь», «Готовим обед», «Опиши, а мы угадаем».
Чтение сказки В. Сутеева «Мешок яблок».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин овощей и фруктов», «Семья. Готовим обед».
Материалы:
Мелкие яблоки (целые и разрезанные пополам, тарелочки, гуашь, кисточки, стаканчики, салфетки; «банки», вырезанные из альбомных листов, ватные палочки, иллюстрация яблони, игрушка зайца, корзинка.
Примечание: такое занятие лучше всего проводить ранней осенью, когда родители или знакомые могут помочь с урожаем яблок со своих дач. Яблоки лучше брать мелкие.
Содержание НОД:
Воспитатель: Ребята, недавно мы с вами читали сказку Владимира Сутеева «Мешок яблок». Сегодня зайчик пришёл к нам в гости. (Воспитатель берет в руку игрушку или надевает игрушку бибабо)
Заяц:
-Вы помните, что произошло со мной в этой сказке?
-Для кого я искал грибы и ягоды? (для своих зайчат).
-Что я увидел на полянке? (Яблоню).
- Вспомните,смог ли я принести зайчатам яблок? (Нет)
-Почему я не принес яблок в первый раз? (подарил яблоки другим животным).
-А второй раз? (Зайцу помешал волк.)
-Ребята, неужели зайчата остались голодными? (Нет, другие звери принесли зайчатам угощение.)
Воспитатель:- Как вы думаете, почему другие звери принесли угощение зайчихе с зайчатами? (Потому что он их тоже угостил.) Правильно, ребята. Зайчик не был жадным, угощал других зверей, и они тоже были добрыми к нему.
Воспитатель показывает на иллюстрацию на магнитной доске:
-Ребята, помните, сколько яблок было на яблоне из сказки? Давайте тоже сходим с зайчиком к яблоне.
Физминутка «Яблоко»
Вот так яблоко! Оно – Встали. Руки в стороны
Соку сладкого полно Руки на пояс
Руку протяните, Протянули руки вперёд
Яблоко сорвите. Руки вверх
Ветер ветку стал качать, Качают вверху руками
Трудно яблоко достать Подтянулись
Подпрыгну, руку протяну Подпрыгнули
И быстро яблоко сорву! Хлопок в ладоши над головой
Вот так яблоко! Оно – Встали. Руки в стороны
Соку сладкого полно. Руки на пояс.
Воспитатель достаёт корзинку с мелкими яблоками: Посмотрите, сколько яблок мы сорвали! Всем хватит! Яблоки можно съесть, может, вы знаете, что ещё можно сделать из яблок?
Послушайте стихотворение:
Варенье из яблок.
Из яблок – компот.
И яблочный пудинг.
И яблочный сок.
Из яблок –
Шарлотка,
И мусс,
И пирог!
-Если сок из яблок, то это яблочный сок.
- А как называется пирог из яблок? (яблочный пирог).
-Варенье из яблок? (яблочное варенье).
-Компот из яблок? (яблочный компот)
Воспитатель: Кажется, я придумала! Мы сейчас с ребятами сварим из яблок вкусный компот. Мы сможем послать компот зайчихе и зайчатам. Ты зайка, живёшь в сказочном лесу. А там всё нарисованное превращается в настоящее.
Зайчик: Вот здорово!
Воспитатель: Ну что, ребята, давайте нарисуем яблочный компот.
Дети: Да!
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: Мы будем рисовать наши яблочки в банке. (Воспитатель вспоминает с детьми, как правильно держать кисточку, отжимать лишнюю воду о край стаканчика, тщательно прополаскивать кисточку при смене цвета, не ставить кисточку вниз ворсом.)
У вас на тарелочках лежат половинки яблок. Нужно взять кисточку, намочить её, выбрать цвет и закрасить плоскую часть яблока. Затем прижимаем яблочко закрашенной частью к бумаге, чтобы получился отпечаток. Можно прижимать яблочко в разных местах, можно использовать разные цвета (для этого лучше использовать «чистую» половинку яблока). На отпечатки яблочек ватной палочкой нанесём точки — это семечки. А когда наш компот уже будет в банке, мы сверху нарисуем «крышечку», чтобы компот не пролился.
Давайте начнём рисовать зайчику компот.
(По ходу занятия Зайчик подходит к детям и подсказывает, помогает.)
Когда дети закончат рисование, воспитатель собирает работы вместе и подзывает всех ребят.
Воспитатель: Сколько вкусного компота у нас получилось. Тебе нравится, зайчик?
Зайчик: Какие вы все молодцы! Здорово у вас получилось! Наверное, вкусный компот получился. Я обязательно возьму эти баночки с компотом для своих друзей, когда высохнет краска. Вы самые замечательные, добрые и отзывчивые ребята. А хотите со мной поиграть?
Физминутка «Висело яблоко в саду»
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду___ Дети ходят в хороводе.
Только Конь сказал,что низко___Приседают.
А Мышонок – высоко. ___Поднимают руки вверх.
Воробей сказал, что близко,___Дети сходятся в центр круга.
А Улитка – далеко___Расходятся.
А Теленок – озабочен
Тем, что яблоко мало___Показывают ладошками яблочко.
А Цыпленок – тем,
Что очень велико и тяжело___Разводят руки в стороны.
А Котенку все равно:
– Кислое – зачем оно?__Прячут руки за спину, мотают головой.
– Что вы!-
–Шепчет Червячок, –
Сладкий у него бочок___Гладят живот.
Зайчик: Молодцы, ребята, мне очень было весело с вами. А сейчас мне пора уходить в лес к своей зайчихе и зайчатам. До свидания!
Воспитатель и дети: До свидания!
Конспект НОД по рисованию в средней группе
Тема: «Малина для медвежонка».
Техника: рисование пальчиками.
Цель: освоить нетрадиционную технику рисования.
Задачи:
Развивающие:
1. Продолжать развивать мелкую моторику рук.
2. Развивать интерес к рисованию.
Обучающие:
1. Познакомить с техникой рисования пальчиками.
2. продолжать формировать навыки самостоятельности.
Воспитывающие:
1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
2. побуждать к желанию помочь ближнему.
Демонстрационный материал: картинки с изображением ягод малины, сюжетные картинки из сказки «Айболит», письмо в виде телеграммы.
Методические приемы:
беседа,
разгадывание загадок,
сюрпризный момент,
физкультминутка,
наглядная демонстрация рисунка,
продуктивная деятельность,
поощрение.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Кто под деревом сидит?
Кто зверушек исцелит?
Кто добрее всех на свете?
Знают взрослые и дети-
Это доктор, это доктор, это доктор… (Айболит).
Воспитатель: Верно ребята. Нелегкая у доктора Айболита забота, вылечить всех бедных зверей. Сегодня в почтовом ящике нашей группы я обнаружила эту телеграмму. Ребята! Она от Айболита. Давайте, прочтем, что в ней.
(Воспитатель зачитывает содержание телеграммы)
-Дорогие мои ребятишки, любимые девчонки и мальчишки! У меня случилось горе, спешил я к медвежонку, горлышко лечить. Я малинки горсть собрал, в банку меда закатал, взял микстуру и пилюли, градусник в придачу. Ехал я на паровозе, день летел на самолете. Вот на месте я, в лесу, а чемодана не найду. Горе! Горе! Что какое!!! Потерял я свой заветный чемоданчик, который помог бы мне медвежонка излечить. Обращаюсь к вам, друзья, без малинки горлышко вылечить нельзя!
Воспитатель: Ребята, вот так незадача! Поможем Айболиту?
(ответы детей).
Воспитатель: Давайте перед этим немножко разомнемся. Вспомним, на чем он добирался до медвежонка? (паровоз, самолет)
Физкультминутка:
Едем на паровозе: Едет-едет паровоз чух-чух-чух.
Айболита он повез чух-чух-чух.
Едет быстро, что есть мочи чух-чух-чух-чух.
Им успеть бы надо к ночи чух-чух-чух-чух.
Подает гудок ту-туууу,
Вот он лес, я выхожу.
А теперь на самолете:
Ручками похлопаем хлоп-хлоп-хлоп,
Ножками потопаем топ-топ-топ.
Руки вверх подняли и быстро опустили.
И сели мы в волшебный самолет.
Крылья расправляем, моторчики заводим
И полетели уууу. А теперь в другую сторону.
Воспитатель: Молодцы ребята! Занимайте свои места, будем рисовать медвежонку малинку. Малина – это что? (ягода). Верно. Какого она цвета? (красная). Верно. Чаще всего мы встречаем малину красного цвета. Но я вам хочу показать картинки с изображением этой ягоды и белой и черной, которая еще зовется ежевикой. (Показ картинок).
Воспитатель: Ребята, что нам нужно для рисования? (ответы). Все верно, только мы сегодня рисовать будем без кисточек. Нашими пальчиками. Сколько у нас пальчиков на каждой руки. Посчитаем: 1,2,3,4,5. Но нам нужен лишь один пальчик – указательный. Покажите мне свои указательные пальчики. Посмотрите на мою малинку. Вам нравится? Постараетесь нарисовать еще красивее.
Не забываем во время занятия: держать спинку ровно, не мешать рядом сидящим ребяткам. Приступаем.
Итог занятия:
Какие замечательные у вас малинки! Вы так старались, и медвежонку наверняка понравиться. И возможно он захочет прийти к вам в гости.
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в технике «печать листьями» в средней группе «Золотая осень»
Цель: познакомить детей с новым видом изобразительной техники – «печать листьями».
Задачи:
развивать у детей фантазию, творческие способности; мелкую моторику рук; чувство композиции, цветовосприятие
закрепить умение детей аккуратно использовать краску при работе
воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени; интерес к процессу рисования.
Интеграция образовательных областей:
«Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура».
Материалы:
листья разных пород деревьев (3 вида);
альбомные листы;
краски акварельные;
клеёнки;
салфетки;
кисти;
стаканчики с водой;
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке за осенней природой и осенним явлением «листопад», беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.
Ход занятия.
1. Организационная часть.
- Ребята, посмотрите, вместе с вами к нам в группу залетели листочки. Листочки не простые, а золотые — осенние. В какой цвет покрасила осень листочки?
- В красный, оранжевый и жёлтый цвета.
- Ребята, когда опадают листики с деревьев, как называется это явление?
- Листопад.
-Да, это листопад.
Нельзя нам на свете прожить без чудес,
Они нас повсюду встречают.
Волшебный, осенний и сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.
Закружится ветер под песню дождя,
Листочки нам под ноги бросит.
Такая красивая это пора:
Пришла к нам опять Чудо – Осень.
М. Сидорова
- Ребята, а давайте вместе полетаем как осенние листочки.
Физкультминутка «Листья»:
(Дети под музыку выполняют движения. Координация речи с движением.)
Листья осенние тихо кружатся,
(Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся
(Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят,
(Движения руками вправо – влево.)
Будто опять закружится хотят
(Поднимаются, кружатся.)
(Дети сели за столы.)
- В нашей осенней коллекции много разных листьев. Посмотрите на них, каждый листик чем-то отличается от другого: величиной формой и расцветкой.
(Дети рассматривают все листья, выбирают понравившиеся.)
- Сегодня мы с вами будем рисовать осенние листья, но несколько необычным способом, в этом нам помогут наши листики – мы будем ими печатать на листке бумаги.
2. Практическая часть.
Взять любой понравившийся листик, покрыть его краской (жёлтой, оранжевой и др.) при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Делать это лучше на клеёнке.
Окрашенной стороной положить листик на чистый альбомный лист и плотно прижать его к бумаге, стараясь не сдвигать с места, иначе отпечаток будет нечётким и смазанным.
Затем взять листочек за черенок и осторожно снять его с поверхности бумажного листа.
Взять следующий листочек, покрасить его в другой цвет и отпечатать в другом месте композиции.
- Но сначала давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер по лесу летал,
(Плавные волнообразные движения ладонями.)
Ветер листики считал:
(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Вот дубовых,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист с осинки
(Спокойно укладывают ладони на стол.)
Ветер бросил на тропинку.
3. Итог.
- Какие мы все молодцы! У нас с вами получилась чудесная осенняя полянка с красивыми разноцветными листочками.
Устраиваем осенний вернисаж