Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»
Конспект занятия
по изобразительной деятельности
«Грибы в лесу»
(техника: мятая бумага)
Возраст учащихся: 6-11 лет
Разработала: Сукач Т.А.,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
г. Кувандык, 2022
Пояснительная записка
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Каждый ребенок рождается художником, каждый одарен от природы. Его восприятие – образное, яркое. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных техник (набрызг, монотипия, рисование солью и целлофаном и др.) является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей. В данном занятии используется нетрадиционная техника рисования мятой бумагой.
Тема занятия соответствует положениям нормативно-правовых документов: санитарным правилам СП 2.4.3648-20, СП 3.1/2.4.3598-20, «Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196); Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. №678-р).
Занятие имеет практическое значение для воспитания личностных качеств учащихся, развития творческих способностей и профессионального самоопределения.
Учащиеся не только получат знания, но и практически овладеют основополагающими умениями и навыками, связанными с применением нетрадиционных техник рисования для реализации своего замысла.
Тема: «Грибы в лесу»
Возраст учащихся: 6-11 лет (2 год обучения)
Тип занятия: сообщение и усвоение новых знаний
Цель занятия: знакомство с нетрадиционной техникой рисования мятой бумагой.
Задачи:
Образовательные
- познакомить с новой техникой рисования;
- формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок.
Развивающие
- способствовать развитию у учащихся чувства цвета и композиции;
- способствовать развитию фантазии и воображения.
Воспитательные
- воспитывать интерес к отражению представлений о природных объектах в изобразительной деятельности;
- способствовать формированию наблюдательности и творческой инициативы;
- способствовать развитию аккуратности;
- воспитывать стремление к достижению результата.
Материально-техническое обеспечение содержания занятия:
Ноутбук, проектор, мультимедийная презентация «Грибы в лесу», музыкальный центр, заготовки с изображением грибов, облаков и осенних листьев, тетрадные листы, кисточка, акварельные краски, емкость для воды, салфетки, 2-сторонний скотч, веревка, прищепки декоративные.
Методы обучения:
Словесный метод, наглядный метод, метод упражнений, метод игры.
Формы организации занятия: практическая работа.
Время занятия: 45 минут.
Структура занятия
№ п/п | Этап занятия | Время |
1. | Вводная часть | 15 минут |
2. | Основная часть | 20 минут |
3. | Заключительная часть | 10 минут |
Содержание занятия
№ п/п | Этап занятия | Содержание этапа занятия | Действия учащихся | Особые отметки | Время |
1. | Вводная часть | 15 минут |
Организация начала занятия. | Приветствие. Создание благоприятной, позитивной атмосферы в творческом объединении. Настрой на работу. | Подготовка рабочего места и оборудования. Приветствие педагога и друг друга. | | 5 минут |
Введение в тему занятия. | Объяснение педагогом новой темы. Мотивирующие вопросы педагога. Диалог педагога с учащимися. | Восприятие новой темы. Ответы учащихся на вопросы педагога. | | 10 минут |
2. | Основная часть | 20 минут |
Подача нового материала. | Демонстрация нового материала. Знакомство учащихся с новой техникой рисования. | Прослушивание и просмотр учащимися нового материала. Знакомство с новой техникой рисования. Выполнение заданий педагога. Беседа с педагогом. | | 20 минут |
3. | Заключительная часть | | 10 минут |
Подведение итогов занятия. | Подведение итогов в форме выставки работ учащихся. Рефлексия. | Анализ занятия, полученных знаний, умений и навыков: вопросы педагога к учащимся. | | 10 минут |
Ход занятия
1. Вводная часть
Здравствуйте, ребята! Для сегодняшнего занятия нам понадобятся: кисточка, акварельные краски, баночка с водой, тетрадные листы и бумажные заготовки грибов, облаков и осенних листьев. Проверьте, все ли у вас есть?
Давайте еще раз повторим технику безопасности работы с кисточкой и красками (дети проговаривают).
Сегодня мы с вами познакомимся с новой, нетрадиционной техникой рисование мятой бумагой. И тема нашего занятия «Грибы в лесу».
Скажите, в какое время года появляются грибы? (Ответы детей).
Отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен и
Елочек…Я…….(осень)
Совершенно верно. В осеннем лесу появляются грибы. Мы будем с вами рисовать грибы, но не обычной кисточкой, а мятой бумагой.
А вы знаете историю появления бумаги? (Ответы детей).
У бумаги очень длинная история и началась она много тысяч лет назад. В древние времена изображения и послания передавались на камнях, скалах, деревяшках и т.д. Первыми изобретателями бумаги стали китайцы. В России бумага появилась в середине 16 в. Именно тогда наши люди узнали о «китайском чуде» – бумаге. По Указу Петра I в России было построено несколько бумажных заводов.
Что такое бумага? (Ответы детей).
Бумага – это материал из спрессованных растительных волокон. Ее используют для различных целей: для письма; для печатания книг, газет и журналов; для упаковки; для занятий творчеством и еще для многого другого.
Свойства бумаги определяют ее внешний вид, качество и предназначение:
- Плотность (бумага бывает, по своему строению, тонкая и толстая);
- Прочность (бывает прочной и непрочной);
- Гигроскопичность (бумага боится воды);
- Прозрачность.
Бумага может резаться ножницами или разрываться руками. Ее можно мять и скручивать. Из бумаги можно делать различные поделки.
Отгадайте загадку:
Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами.
А что? Догадывайтесь сами! (бумага)
2. Основная часть
(Демонстрация презентации).
Прошу всех посмотреть на экран.
1, 2 слайд: Перед нами стоит задача: нарисовать грибы в осеннем лесу мятой бумагой.
3 слайд: Как я уже говорила, нам понадобятся материалы для работы. Давайте повторим (дети повторяют).
4 слайд: Рисование мятой бумагой очень интересная техника рисования, которая дает простор для вашей фантазии и свободу вашим рукам.
5 слайд: Самостоятельно выбираем цветовую гамму для раскраски грибов, но придерживаясь образца (см. на экран). Рисовать мы будем съедобные грибы. Какие съедобные грибы вы знаете? (Ответы детей).
6 слайд: Увлекательным является даже процесс подготовки – сминание бумажных комочков, которыми вы будете рисовать (педагог показывает, как сделать бумажный комочек).
7 слайд: На бумажный комочек наносим кисточкой краску нужного цвета и прижимаем к листу.
8 слайд: Посмотрите, что у нас должно получиться.
9 слайд: Всю работу выполняем комочками мятой бумаги. Каждый комочек имеет с вой цвет. Работать стараемся очень внимательно и аккуратно.
Показ упражнения педагогом
Самостоятельная работа
А теперь предлагаю вам приступить к работе (педагог раздает тетрадные листы для сминания и рисования, а также бумажные заготовки грибов, листочков и облаков).
Еще раз повторяю, что цветовую гамму выбираем самостоятельно, но придерживаясь образца (см. на экран). Работать стараемся очень внимательно и аккуратно. А чтобы нам было веселее работать, я включу музыкальное сопровождение.
Ребята, давайте немного отвлечемся от работы и проведем веселую физминутку «Повторялка».
Физминутка «Повторялка»
Мы немного отдохнули и снова приступаем к нашей работе.
3. Заключительная часть. Анализ работы
Наши работы готовы! Предлагаю вам превратить нашу классную доску в лесную полянку (работы детей вывешиваются на доску).
Ребята, посмотрите, какая красивая осенняя полянка у нас получилась.
- Что нового (о бумаге) мы сегодня узнали?
- Что мы с вами научились сегодня делать?
- Что больше всего вам понравилось на сегодняшнем занятии?
- Что было трудно?
- А что вам удалось лучше всего?
- Чей рисунок вам понравился больше всех? (Ответы детей).
Ребята, я буду очень рада, если вы дома закрепите новую тему и сами сможете изобразить похожую или не похожую лесную полянку. Ваша полянка может быть: сказочной, фантастической, из вашего сна и др.
Выполненные работы присылаем в группу.
Вам понравилось наше занятие? (Ответы детей).
Предлагаю сделать фото на память на фоне нашей полянки.
Наше занятие подошло к концу. Спасибо всем за работу. До свидания!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Базанова М.Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.
Брагинский В.Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
Иванов В.И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Лахути М.Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.
Неменский Б.М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.
Полунина В.Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.
Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.
Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Методика преподавания ИЗО – http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_izo.html
2. Центр художественной подготовки и дизайна – https://prorisunok.ru/ http://pro-risunok.ru