Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Тема: Роспись игрушки дымковским узором. Цель: Приобщать детей к декоративному искусству. Развивать творческую активность, научить самостоятельно составлять узоры и рисовать элементы дымковской росписи. Формировать чувство цвета. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. Программные задачи: -закрепить знания о дымковских игрушках, продолжить знакомить детей с дымковской росписью; -научить рисовать элементы дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, кольцо, волнистые линии); -учить самостоятельно, составлять узор из знакомых элементов на готовых шаблонах; -закрепить знания цветового колорита; -воспитывать интерес к рисованию, уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством. Оборудование: Дымковские игрушки: индюк, водоноска, барыня и др.; Для каждого ребенка: игрушка индюк вырезанный из бумаги, гуашь, кисти, тычки, салфетки, баночки с водой. Ход занятия: Воспитатель обращает внимание детей на дымковские игрушки. В: -Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришли игрушки. Вы угадали их? Д: -Да, это дымковские игрушки. В: -Почему вы так думаете? Д: - Потому что они сделаны из глины и расписаны дымковским узором; их делают в деревне Дымково; В: - Правильно. Сейчас я вам немого расскажу о деревне Дымково, где мастера создают такие замечательные игрушки. (Чтение стихотворения и рассматривание картины и игрушек). Ели спят у большака В инее седом, Спят деревья, спит река, Скованная льдом. Мягко падает снежок, Вьется голубой дымок. Дым из труб идет столбом, Точно в дымке все кругом. Голубые дали. И село большое Дымково назвали. Там любили песни, пляски. В селе рождались чудо сказки. Вечера зимою длинны И лепили там из глины Все игрушки не простые, А волшебно-расписные. Белоснежны, как березки, Кружочки, клеточки, полоски - Казалось бы, простой узор, Но отвести не в силах взор! И пошла о Дымке слава, Заслужив на это право, Говорят о ней повсюду. Удивительному чуду Мы поклонимся не раз. О древней дымковской игрушке Поведем сейчас рассказ. (Показ дымковской игрушки индюка)  Вот индюк нарядный, Весь такой он ладный, У большого индюка Все расписаны бока. Всех нарядом удивил, Крылья важно распустил. Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост, Точно солнечный цветок. А высокий гребешок, Краской яркою горя, Как корона у царя. Индюк сказочно красив, Он напыщен, горделив. Смотрит свысока вокруг, Птица важная - индюк. (Показ игрушки водоноски) - Эта игрушка называется Водоноска. За студеною водицей Водоноска-молодица Как лебедушка плывет, Ведра красные несет На коромысле не спеша. Посмотри, как хороша Эта девица-краса: Тугая черная коса, Щечки алые горят, Удивительный наряд, Сидит кокошник горделиво. Водоноска так красива, Как лебедушка плывет, Песню тихую поет. Показ игрушки барышни ) А вот девица в венце, Румянец на лице, Собою хороша, Стоит не дыша .  Показ игрушки оленя) Стоит олень на стройных ногах, Вся краса у оленя в ветвистых рогах. (Показ игрушки уточки)  Уточка-крылатка, У неё повадка, У неё походка – Качается как лодка. (Показ игрушки барана) А вот баран. Бока крутые, Рога золотые, Копытца с оборкой, На спине – Егорка. (Показ игрушки коня) Что за конь! Только тронь! Со всадником вместе Ускачет верст на двести! В: - Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами? Д: - Да! В: - Сегодня мы с вами будем расписывать индюка. Но сначала давайте вспомним, какие краски используют мастера при росписи дымковских игрушек? Д: - Красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый. В: - Какие элементы входят в дымковский узор? Д: -Полоски, клеточки, волнистые линии, круги, колечки, точки. Воспитатель обращает внимание детей на то, что и цвета, и элементы узора сочетаются друг с другом и повторяются в определенной последовательности. В: -А сейчас я приглашаю всех в нашу художественную мастерскую, где вас ждут игрушки. Сегодня мы будем расписывать дымковского индюка. Каждую дымковскую игрушку лепит и расписывает мастер по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Сегодня вы изобразите каждый своего индюка по своему желанию. Я предлагаю подумать немного о том, каким узором вы распишете своего индюка. (Дает детям возможность обдумать предстоящую работу и раздает макеты индюка каждому ребенку).  Подумали, а теперь приступайте к рисованию: плоски и точки мы рисуем кончиком кисти, круги делаем тычками. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку. Когда работы будут выполнены, предложить детям оставить их на столах, чтобы просохли, и исполнить частушки. (Музыкальная пуза). 1. Наши руки крендельком, Щеки будто яблоки. С нами издавна знаком Весь Народ на ярмарке. 2. Дымковские барыни Всех на свете краше, А гусары баловни - Кавалеры наши. 3. Мы игрушки расписные - Хохотушки вятские, Щеголихи слободские, Кумушки посадские. 4. С лентами, да с бантами, Да под ручку с франтами Мы гуляем парами, Проплываем павами. 5. Мы игрушки знатные, Складные, да ладные. Мы повсюду славимся, Мы и вам понравимся. Анализ работ: В: - Ребята, посмотрите на своих индюков. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какой индюк вам больше всего понравился? Расскажи, чем тебе понравилась работа... (Ответы 2-3 детей). В: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? Давайте вспомним, где мы сегодня с вами были и что нового узнали…. Правильно, сегодня на занятии мы еще раз встретились с дымковскими игрушками, побывали дымковскими мастерами. Сегодня все вы очень хорошо справились с этой мастеров. |