Конспект занятия по изобразительному искусству в средней группе на тему: «Сегодня мы – волшебники»
Техника: «кляксография»
Программные задачи:
Образовательная:
-познакомить детей с нетрадиционной художественной техникой кляксографии с трубочкой последующим дофантазированием изображения;
-продолжать учить детей, вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание;
-использовать знакомые приемы рисования кистью при дорисовывании рисунка;
-прививать интерес к нетрадиционному виду рисования.
Развивающая: развивать координацию и силу движений, самостоятельность, творчество, фантазию, воображение детей.
Воспитательная: воспитывать аккуратность самостоятельность, наблюдательность.
Материал: трубочка для коктейля, бумага, гуашь, кисть, вода, салфетка, рисунки из кляксы.
Словарная работа: кляксография, клякса, трубочка для коктейля.
Индивидуальная работа: помогать в процессе работы наводящими вопросами, советами, показом тем, кто в этом нуждается, приемом изображения.
Ход занятия:
Воспитатель:
-Ребята, вы верите в волшебство? (ответы детей)
- Каких волшебников или волшебные предметы вы знаете? (лампа Алладина, волшебный горшочек, волшебная палочка, скатерть-самобранка, Ковёр-самолёт Шапка-невидимка Сапоги скароходы, цветик семицветик, Волшебная дудочка (мультик советский про дудочку и кувшинчик).)
Где водятся волшебники?
В фантазиях твоих!
С кем водятся волшебники
А с тем, кто верит в них!
-Сегодня мы с вами будем волшебниками, а трубочка для коктейля будет волшебной палочкой.
Экспериментирование:
Мы палочкой волшебной
Тихонечко взмахнем
И чудеса в тарелочке
Мы из песка найдем.
-Подвиньте к себе тарелочку с песком и попробуйте подуть в палочку, что вы видите? (песок раздувается).
Попробуйте нарисовать с помощью трубочки и воздуха выдуваемого вами солнышко (дети рисуют).
А теперь попробуйте проделать это в тарелочке с водой (дети делают). Получается? Нет.
А я вам предлагаю с помощью нашей волшебной палочки порисовать на бумаге да не просто рисовать, а выдувать рисунок.
(Воспитатель макает кисть в краску и делает кляксу на листе бумаги)
Капля с кисточки упала,
Это клякса прибежала,
Всё вокруг заколдовала
И деревья, и кусты,
А расколдовывать будем мы.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое клякса? (ответы детей)
Воспитатель: клякса – это след, пятно, оставленное краской. Уточнить представления о том, что клякса – это фигура неопределенной формы, которая получается, если нечаянно разлить чернила или краску из – за того, что у этого пятна нет точной формы, его можно превратить в кого или во что угодно.
Предлагаю и нам попробовать изобразить кляксы, а потом превратим их, в кого захотим или в того, на кого они будут похожи.
Кляксы бывают разные: страшные и милые, злые и добрые.
Все зависит от фантазии художника. А давайте это сейчас мы с вами и посмотрим (рисунки).
Физкультминутка
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр (загибают пальцы)
И направо и налево (смотрят вдаль рук у лба.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся за столы.)
Воспитатель: Мы будем рисовать с помощью нашей волшебной палочки — трубочки. Сначала разведем на палитре гуашь с водой. Затем возьмем кисточкой краску и сделаем кляксу на любом месте. Трубочкой начинаем раздувать кляксу, не задевая ею не краску, не бумагу. Лист можно поворачивать, создавая любой рисунок.
Дети самостоятельно пытаются получить кляксы разными способами на отдельных листочках. Свободно экспериментируют. (Играет тихая музыка). После того, как дети сделают по несколько клякс, воспитатель предлагает «оживить» их, превратить их в живые существа или предметы.
Дети внимательно рассматривают кляксы с разных сторон, поворачивая лист бумаги. Рассказывают на что или на кого похожа клякса.
Воспитатель. Молодцы, все сегодня постарались, получились интересные работы. Рисунки свои покажите и другим ребяткам, их тоже научите рисовать трубочкой.
Конспект занятия по изобразительному искусству в старшей группе на тему: «Бабочка»
Техника: монотипия.
Цель: -учить работать в технике монотипия, продолжать учить рисовать мелкие детали и элементы узора тонкой кистью;
-закреплять умение рисовать по представлению бабочку, располагая рисунок с левой стороны от сгиба листа, передавать пропорции;
-закрепить умение вырезать предмет по контуру;
-воспитывать эстетический вкус и умение получать удовлетворение от проделанной работы.
Оборудование: мультимедийная система, слайды с изображением разных видов бабочек, листы тонированной бумаги по количеству детей, толстые и тонкие кисти по количеству детей, салфетки, краски гуашь, стаканы для воды, ножницы по количеству детей.
Предварительная работа: дети рисовали бабочку гуашью, воспитатель читал им произведения о бабочках, с детьми рассматривали иллюстрации с изображением бабочек.
Ход деятельности:
Дети сидят на ковре перед экраном.
-Ребята я вам хочу загадать загадку. Вот послушайте:
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Встрепенулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
-О ком идет речь? Что это за цветок?
Дети: Бабочка.
-Правильно. Это бабочка. (Включаю мультимедийную систему. Идет показ изображение бабочки)
-Расскажите, из каких частей состоит бабочка? Что и нее есть?
-Молодцы, вы хорошо все описали. У бабочки два крыла слева и два крыла справа. Давайте посмотрим, какие разнообразные бабочки бывают.
- Ребята, красивые крылья у этой бабочке? Что тебе нравиться в этой бабочке? (Ответ ребенка)
- Посмотрите рисунок на крыльях симметричный. Если на крыле два крупных разноцветных круга, то и на другом крыле точно такой же рисунок.
-Сегодня вы научитесь рисовать бабочку необычным способом - монотипия. Посмотрите у меня лист сложенный пополам. На одной половине я нарисую верхнее и нижнее крыло бабочки толстой кистью. Рисую.
-А теперь разукрашиваем верхнее крыло бабочки.
-Ребята, у нас нарисована половина бабочки, а теперь я аккуратно сложу лист пополам. Вот так и раскрою его. Посмотрите, что получилось?
Дети: Бабочка.
Воспитатель: да, у нас получилась бабочка. Как вы думаете, чего ей не хватает? (Ответы детей: туловище и усики)
- Дорисуйте пожалуйста, бабочке туловище и усики.
-Спасибо! Красивая бабочка у нас получилась? (Ответы детей)
-А теперь предлагаю поиграть. Дети встаю врассыпную на ковре. Раз, два, три вокруг себя обернись и в бабочку превратись…
Физкультминутка:
Спал цветок Дети сидят на корточках, голова опущена
И вдруг проснулся, Дети поднимают голову
Больше спать не захотел. Повороты головы влево и право
Встрепенулся, потянулся, Дети поднимаются, потягиваются
Взвился вверх и полетел. Взмахи руками и кружимся вокруг себя
Воспитатель: Ребята, раз, два, три в человека превратись. Теперь садитесь за столы. И так давайте вспомним, что вначале мы будем рисовать?
Дети: Мы нарисуем два крыла бабочки верхнее и нижнее.
Воспитатель: задаёт вопросы детям, носящие описательный характер.
-Какой рисунок можно придумать для крыльев бабочке?
(Дети отвечают на вопросы воспитателя)
Воспитатель: как называется способ рисования, которым мы сегодня рисуем бабочку?
Дети: Монотипия.
Воспитатель: Приступайте к рисованию.
Дети рисуют, после складывают лист пополам и дорисовывают туловище и усики.
Воспитатель: Я предлагаю вам вырезать ваших красивых бабочек.
Дети берут ножницы и вырезают, и размещают бабочек на доске, оформленной под поляну (травка и цветы).
- Молодцы, ваши бабочки очень красивые и нет ни одной похожей. Я предлагаю каждому сказать, какая из бабочек ему нравится и почему. (Дети выбирают понравившуюся бабочку и рассказывают, чем она им понравилась)
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте поиграем с вашими бабочками. Представьте, что вокруг нас луг с красивыми цветами и ваши бабочки полетели на луг и сели на цветы. Найдите себе цветок.
Игра: «Бабочки летают»
Конспект занятия по изобразительному искусству в подготовительной группе на тему «Причудливые узоры».
Техника: ниткография.
Цели: -научить детей новой нетрадиционной технике рисования – ниточкой;
-развивать любознательность, мышление и речь детей;
-расширить активный словарь детей словами: шов, стежок, шить, вышивать;
-развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию;
-воспитывать интерес к занятию, самостоятельность и стремление к достижению результата;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: Гуашь, нитки, альбомные листы формат А4 сложенные пополам, баночки с водой, тряпочки, фартуки.
Предварительная работа: педагог проводит занятие-беседу
«Ниточка-труженица», рассказывая детям о том, какие бывают нитки, читает сказку «Трудолюбивая Ниточка» (Ниточка умела мирить Пуговицу и Пиджак, края швов на брюках, края дырочки на платье).
Чтение сказки «Школа необычных художников».
Дети разучивают стихотворение:
Я простая с виду нить, изготовлена из льна.
Мне досталось белой быть, только я здесь не одна…
Нитки есть любого цвета, люди любят нас за это!
А игла – моя подружка, я держу её за ушко,
Как она куда идет, так с собой меня берет.
И гуляем с ней стежками, словно мелкими шагами.
Так и было сшито где-то, что сейчас на Вас одето!
Все, что носят все вокруг, это дело наших рук!
Мы с иголкою вдвоем, что угодно Вам сошьем!
Ход занятия:
-Отгадайте загадки:
Я длинная и тонкая и смотана в клубок,
Сбежала от котенка я в укромный уголок.
-Ребята! Кто – то к нам идет? Это Ниточка Труженица!
- Здравствуйте ребята! Отгадайте загадку
Чтобы шить и вышивать, это нужно в руки взять.
Разноцветные катушки у меня есть, у подружки.
Вышивали мы открытки, нам понадобились. .(Нитки) .
-Ребята, помните мы читали сказку «школа необычных художников». О чем в ней рассказывается?
(Дети вспоминают сказку).
-А сейчас я прочитаю её продолжение:
Таня на одном из занятий слуги Королевы страны Рисовании, Краски, познакомили Таню с Ниточкой. Она была мягкой, покладистой, очень спокойной и терпеливой. Её любимым занятием было мирить тех, кто по каким-то причинам поссорился и разошелся. Но еще, как оказалось, Ниточка любила рисовать!
Ниточка Труженица показывает детям новый нетрадиционный способ рисования – ниточкой и предлагает детям нарисовать рисунки на тему: «Причудливые узоры».
Самостоятельная деятельность детей.
Дети встают, 3 раза поворачиваются вокруг себя, говорят волшебные слова: «Ду-ду-ду, я за стол иду.
Ать-ать-ать, буду рисовать!
Ру-ру-ру, кисть беру,
Щу-щу-щу, в воду опущу» и оказываются в стране РИСОВАНИИ.
-Садитесь за столы.
Берем ниточки, окрашиваем их в разные цвета и укладываем на альбомный лист, так чтобы края нитки лежали на столе.
Затем накрываем ниточки второй половиной листа и вытягиваем.
Педагог обращает внимание детей, что, выдернув концы нити один раз, дети получают сразу два изображения отпечатков, так как листов бумаги было тоже два.
И вот какие причудливые узоры у нас получились.
Итог
Педагог организует выставку рисунков детей, выполненных в новой нетрадиционной технике – рисование ниточкой.
Психоэтюд «Улыбнись».
Собрались все дети в круг, (воспитатель и дети встают в круг)
Я - твой друг, и ты - мой друг! (воспитатель показывает рукой на себя, потом на детей)
Крепко за руки возьмемся (берутся за руки)
И друг другу улыбнемся! (улыбаются друг другу).
Ребята, а еще к нам в гости пришла Сказочница и хочет прочитать вам интересную сказку. – Здравствуйте ребята! А сейчас послушайте продолжение сказки про Таню
СКАЗКА ПРО «ШКОЛУ НЕОБЫЧНЫХ ХУДОЖНИКОВ».
Жила-была в нашем городе маленькая девочка Таня, которая очень любила рисовать. Совсем маленькой девочкой Танюша вместе с мамой попала в волшебную страну Рисованию, и с тех пор дочка стала частым гостем в стране красок, кисточек и мелков. Рисовала девочка часто и везде – на бумаге, асфальте, мольберте, который подарил ей папа.
Юная художница быстро научилась произносить волшебные слова «Ду-ду-ду, я за стол иду! Ать-ать-ать, буду рисовать! Ру-ру-ру, кисть беру! Щу-щу-щу, в воду опущу!» и сразу попадала в волшебную разноцветную страну Рисованию.
Королева этой страны, ее слуги, Краски и Кисточки, сразу стали ее добрыми друзьями, помощниками и учителями, когда малышка рисовала на бумаге мир, который ее окружал.И вот однажды, рисует Таня гуашевыми красками красивые цветы, красные, синие, желтые и –вдруг! –с кисточки на рисунок падает огромная красная клякса. Слезы выступили у девочки на глазах. «Пропал мой рисунок! Пропали цветочки мои красивые!» - плачет Таня.
Увидела Королева Красок беду девочки и решила ей помочь. Просит она слуг своих верных, Красок и Кисточек, успокоить девочку и проводить в «ШКОЛУ НЕОБЫЧНЫХ ХУДОЖНИКОВ». Дивится Таня, что за школа такая, кто учится в ней? И каково же было удивленье малышки, когда за столиками для рисования сидели…цветы, листики, фрукты и овощи всякие, ластики, веревочки и даже огромный мыльный Пузырь! А за первым столом, ближе всех к Тане, важно уселась та самая злополучная огромная красная клякса, прыгнувшая с кисточки на Танин рисунок! «Ой, кто это? Что делают они в «ШКОЛЕ НЕОБЫЧНЫХ ХУДОЖНИКОВ»? Это и есть, необычные художники!» - спрашивает с удивлением девочка Королеву Красок.И рассказала Королева Тане, что теперь и она станет учиться в этой школе и сумеет из кляксы выдуть трубочкой цветок или дерево, нарисовать картошкой и луком натюрморт, а листиками деревьев напечатать осенний лес, совсем как настоящий художник! Ведь необычные художники умеют рисовать всеми предметами, которые их окружают.Обрадовалась Таня, что не надо выбрасывать свой рисунок, послушалась Королеву Красок, взяла трубочку и раздула из кляксы красивую-красивую астру на свой, как ей казалось, испорченный рисунок!
С тех пор юная художница стала прилежной ученицей в «ШКОЛЕ НЕОБЫЧНЫХ ХУДОЖНИКОВ» страны РИСОВАНИИ.