Акция «Цветущая школа».
«Уход за комнатными растениями»
Воспитатель I кв. категории
А.С. Кабанова.
Цель:
Познакомить с комнатными растениями на примере растений, которые находятся в группе.
Познакомить с правилами ухода за комнатными растениями.
Коррекционно-образовательные задачи:
Обсудить вопрос о значении комнатных растений в жизни человека.
Учить детей пользоваться лопаточкой для рыхления почвы в горшках с цветами.
Учить детей пользоваться лейкой для полива, поливать цветы под корень растения.
Учить детей пользоваться влажной тряпочкой и кисточкой, чтобы протирать листья.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать трудолюбие у детей.
Развивать зрительные функции, мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к растениям.
Воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.
Методические приемы: показ с объяснением, поощрение, положительная оценка, беседа, рассматривание растений, вопросы к детям, совместные действия с ребенком, практическая деятельность детей, итог занятия.
Организация занятия: в центре группы три стола (на первом столе находятся цветы для полива, на втором – для рыхления, на третьем – для протирания листьев). На каждом столе расположены соответствующие предметы: лейки, палочки для рыхления, влажные тряпочки, клеёнки, салфетки для протирания рук, фартуки по количеству детей.
Предварительная работа: рассматривание растений, беседа об их пользе, наблюдения за трудом взрослого по уходу за растениями, дежурство в уголке природы, заучивание стихов о растениях, подбор соответствующего инвентаря.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: комнатные растения (герань, фикус, традесканция, фиалка).
Раздаточный: комнатные растения в горшках (фиалки, фикус, герань и др.), фартуки и влажные тряпочки по количеству детей, лейки с водой, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы.
Ход занятия
I. Организационный момент:
1. Беседа на тему «Растения, живущие рядом с нами».
Воспитатель: — Отгадайте загадку: «Дышит, растет, а ходить не может». (Растение).
«На окошках растут – людям радость несут». (Комнатные растения).
- Сегодня мы поговорим о комнатных растениях.
- Ребята, а у нас в группе есть растения? (Да, у нас в группе есть много растений).
- Ребята, какими растениями украшена наша группа? (Комнатными).
- Верно, комнатными растениями.
- Почему они называются комнатными растениями? (Растут в помещении).
- Верно, потому что растут в помещениях.
- А для чего нужны комнатные растения? (Растения очищают воздух, создают радостное настроение, радуют глаз)
- Что необходимо всем растениям, чтобы они хорошо росли?
- Верно, вода, свет, тепло, почва.
- Ребята, посмотрите, у меня на столе стоят растения в горшках. Как вы думаете, почему эти растения в горшках? (потому что это комнатные растения)
II. Основная часть:
- Ребята, посмотрите, на что похожи комнатные цветы? (Цветы похожи на дерево, на травку, на ёжика, на паутинку)
- Правильно, цветы отличаются друг от друга внешним видом, потому что у них разная форма листьев, стебля, окраска.
- Дети, посмотрите, как много в нашей группе комнатных растений. А как вы думаете, для чего нужны эти растения? (Чтобы было красиво.)
- Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи.
На окошках зеленеют, а зимой цветут,
Воздух очищают, создают уют.
- А вы знаете названия комнатных растений? (Дети называют комнатные растения; воспитатель выставляет на стол комнатные растения и называет их)
- Это кактус, фиалка, алоэ. У нас в группе несколько хлорофитумов, фикус, диффенбахия, папоротник, традесканция и это не случайно, так как они очищают воздух лучше, чем некоторые технические устройства.
- Ребята, а растения живые или не живые? (живые)
- Правильно растения живые и чтобы они всегда оставались здоровыми, мы должны правильно ухаживать за ними.
Воспитатель: Скажите, ребята, чем похожи комнатные растения?
- Похожи тем, что у всех растений есть корень, стебель, листья, цветы.
- За всеми цветами надо ухаживать: поливать, опрыскивать, рыхлить землю, протирать пыль, подкармливать.
- Всем растениям для роста нужен свет, вода, воздух, тепло.
Воспитатель: Скажите, ребята, чем отличаются комнатные растения? (Дети отвечают, воспитатель добавляет ответ)
Комнатные растения отличаются тем что:
- Растения требуют разного ухода. Например, кактусы, алоэ, родиной которых являются безводные пустыни, где мало дождей, в комнатных условиях требуют редкой поливки и более солнечного места.
- Растения тропических болот - традесканция, бальзамин, циперус, которые на родине привыкли к большому количеству влаги и воды, требуют более обильной поливки, им вреден прямой солнечный свет.
Воспитатель: Оказывается комнатные растения и похожи друг на друга и в то же время очень разные.
Воспитатель: Но вы, наверное, немного устали я предлагаю вам поразмяться. Давайте попросим солнышко согреть нас.
Физкультурная минутка «На окне в горшочках…» Н.В. Нищева
На окне в горшочках, | дети сидят на корточках лицом в круг |
Поднялись цветочки. | Медленно встают |
К солнцу потянулись, | тянутся на носочках, подняв руки вверх |
Солнцу улыбнулись. | разводят руки в стороны ладонями вверх |
К солнышку листочки Повернут листочки. | Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе |
Развернут бутоны, | соединяют ладошки над головой |
В солнышке утонут. | Раскрывают ладошки-бутоны |
Воспитатель: За каждым комнатным растением необходимо ухаживать по – своему: кто-то любит много воды, а кто-то нет; кто-то любит много света и тепла, а кто-то любит тень. Показываю кактус. Затем папоротник, фикус, фиалку, герань.
- Что это? (кактус). Кактусу необходимо для роста много света и тепла, мало воды и ещё он не любит, когда на него брызгают воду.
- А вот папоротнику для роста и развития нужно много воды и тепла.
- Вот, на столе у меня стоит фикус.
- Какого размера фикус? (Большой).
- Какие части есть у него? (Стебель, листья)
- Какой стебель у фикуса? (Стебель прямой, высокий).
- Какие листья у фикуса? (Листья большие, овальные, темно - зеленого цвета).
- Что еще можно сказать о листе, потрогайте его руками. (Лист гладкий, блестящий).
- У фикуса есть цветки? (Нет).
- Нравится вам фикус? (Да).
Как же надо за ним ухаживать, чтобы он вырос большим и здоровым.
IV. Выполнение трудовых действий.
Воспитатель раскладывает на столе орудия труда: лейка, мягкая тряпочка для протирания листьев, палочки для рыхления.
Воспитатель: Чтобы они всегда были у нас с зелёными листочками и цвели, за ними необходимо ухаживать. Как надо ухаживать за комнатными растениями? ( Их нужно поливать лейкой).
1. Воспитатель: Правильно. Растения очень любят воду. Чтобы вода лучше впитывалась, надо иногда рыхлить почву. Для рыхления есть специальная лопатка. Посмотрите, как она выглядит. Она узенькая и удобная, это позволяет нам не поранить корни цветов. Я покажу вам, как надо работать лопаткой. (Показываю). Теперь попробуйте вы по очереди, а я посмотрю, как у вас получается.
Дети берут палочку для рыхления и начинают аккуратно рыхлить землю в горшке.
- Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
2. Воспитатель: Посмотрите, как я буду поливать растения. Носик лейки подношу к корню цветка и наклоняю лейку. (Поливаю).
Воспитатель: Где вода впиталась быстрее? (В горшке, где почва рыхленная).
Воспитатель: Почему? (Потому что мы разрыхлили почву и воде легче пробиться к корню растения.)
Воспитатель: Правильно.
Ребёнок берёт лейку и поливает растение, воспитатель комментирует его действия:
- Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.
Воспитатель: Но есть растения, которые надо поливать не в край горшка, а в поддон (фиалка, глоксиния, аммарилис, виола прекрасная, амазонская лилия). Некоторые комнатные растения, нельзя опрыскивать, так как у них бархатистые листья (герань, фиалка, глоксиния, бегония–рекс).
3. Воспитатель: Вот посмотрите на эти цветы, у них на листочках скапливается пыль. Поэтому нужно ухаживать за цветами, чтобы они дышали. Для начала я вам покажу, как правильно мыть листья у растения, а потом вы будете подходить по одному и тоже протирать.
Нужно взять тряпочку, намочить её, отжать. Я беру мокрую тряпочку, придерживаю одной рукой листочек, а другой осторожно, не торопясь протираю листочек, сначала сверху, потом снизу. Какой листочек стал чистый.
Воспитатель. Как будем мыть растение?
Дети. Намочить тряпочку, отжать её. Потом расправить на руке и протирать листочки сверху, потом снизу.
- А теперь попробуйте вы. Диана, подойди ко мне, бери тряпочку, одной рукой придерживай листочек, другой протирай. Какая молодец, Диана!
- Мансур, теперь ты попробуй.
- Молодец, и у тебя хорошо получается!
Зову еще несколько детей по одному, если у них не получается, помогаю. Ребёнок берёт влажную тряпочку и начинает протирать листья растения.
- Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой (герань, фиалка, глоксиния, бегония–рекс).
- А это растение явно больное – поражено щитовкой (рассматривают пораженное растение, показывает вредителя).
- Это растение надо изолировать, чтобы не заразить другие растения. Я унесу его в «больницу».
V. Самостоятельная трудовая деятельность детей.
- А теперь давайте внимательно посмотрим, всё ли в порядке с нашими растениями. Может быть, какое-то из них надо полить или подрыхлить.
/дети осматривают растения группы и выполняют необходимые действия/
VI. Итог практической работы.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо потрудились! В ответ на вашу заботу растения всегда будут радовать вас сочными зелеными листьями, яркими цветами. Наполнят нашу группу чистым воздухом.
VII. Закрепление
Воспитатель:
- Ребята, что нужно делать, чтобы растения всегда радовали нас своей пышной зеленью, ярким цветением? (Надо за ними ухаживать: поливать, протирать листочки, рыхлить землю).
- Расскажите, как правильно ухаживать за растениями. Как нужно поливать? (Поливать надо осторожно, носик лейки прижимать к краю горшка)
- Как правильно рыхлить землю, чтобы не повредить корни?( Рыхлить землю надо деревянной палочкой, у края горшка поглубже)
- Расскажите, как протирать листочки. (Листочки нужно протирать влажной тряпочкой с обеих сторон листа очень осторожно)
VIII. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, чему мы сегодня научились на занятии? (Рыхлить почву и поливать цветы лейкой).
Воспитатель: Как нужно рыхлить почву в горшочке с цветком? (Специальной лопаткой, чтобы не повредить корень растения).
Воспитатель: Как нужно поливать растения? ( Аккуратно, лейкой под корень растения наливаем воды в горшок).
Воспитатель: В каком уходе кроме поливки нуждаются комнатные растения? (В уборке сухих листьев, засохших цветков, в рыхлении, опрыскивании, в протирании листьев от пыли, в подкормке).
Воспитатель: Зачем в комнате выращиваем комнатные растения? (Они обогащают воздух кислородом, очищают, увлажняют воздух, украшают комнату, радуют нас своими красивыми цветами).
Воспитатель: У вас хорошо получалось, вы молодцы. Ребята на этом наше занятие закончено. Все старались, были активны, внимательны. Теперь вы много знаете о комнатных растениях и расскажете о них другим.
- Ребята, вам понравилось наше занятие?
- Что больше всего вам понравилось?
- Теперь вы знаете, что растёт у нас на подоконнике, и для чего нужны людям комнатные растения.
– На этом наше занятие закончилось. Всем спасибо!
4