СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по хозяйственно-бытовому труду Акция «Цветущая школа». «Уход за комнатными растениями»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: 

  • Познакомить с комнатными растениями на примере растений, которые находятся в группе. 
  • Познакомить с правилами ухода за комнатными растениями.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Обсудить вопрос о значении комнатных растений в жизни человека. 
  • Учить детей пользоваться лопаточкой для рыхления почвы в горшках с цветами.
  • Учить детей пользоваться лейкой для полива, поливать цветы под корень растения.
  • Учить детей пользоваться  влажной тряпочкой и кисточкой, чтобы протирать листья.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать трудолюбие у детей.
  • Развивать зрительные функции, мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к растениям.
  • Воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.

     

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по хозяйственно-бытовому труду Акция «Цветущая школа». «Уход за комнатными растениями»»

Акция «Цветущая школа».

«Уход за комнатными растениями»

Воспитатель I кв. категории

А.С. Кабанова.

Цель: 

  • Познакомить с комнатными растениями на примере растений, которые находятся в группе. 

  • Познакомить с правилами ухода за комнатными растениями.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Обсудить вопрос о значении комнатных растений в жизни человека. 

  • Учить детей пользоваться лопаточкой для рыхления почвы в горшках с цветами.

  • Учить детей пользоваться лейкой для полива, поливать цветы под корень растения.

  • Учить детей пользоваться влажной тряпочкой и кисточкой, чтобы протирать листья.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать трудолюбие у детей.

  • Развивать зрительные функции, мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к растениям.

  • Воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.

Методические приемы: показ с объяснением, поощрение, положительная оценка, беседа, рассматривание растений, вопросы к детям, совместные действия с ребенком, практическая деятельность детей, итог занятия. 
Организация занятия: в центре группы три стола (на первом столе находятся цветы для полива, на втором – для рыхления, на третьем – для протирания листьев). На каждом столе расположены соответствующие предметы: лейки, палочки для рыхления, влажные тряпочки, клеёнки, салфетки для протирания рук, фартуки по количеству детей. 
Предварительная работа: рассматривание растений, беседа об их пользе, наблюдения за трудом взрослого по уходу за растениями, дежурство в уголке природы, заучивание стихов о растениях, подбор соответствующего инвентаря. 
Материалы и оборудование: 

Демонстрационный: комнатные растения (герань, фикус, традесканция, фиалка).

Раздаточный:  комнатные растения в горшках (фиалки, фикус, герань и др.), фартуки и влажные тряпочки по количеству детей, лейки с водой, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы.


Ход занятия

I. Организационный момент:

1. Беседа на тему «Растения, живущие рядом с нами».

Воспитатель: — Отгадайте загадку: «Дышит, растет, а ходить не может». (Растение).

«На окошках растут – людям радость несут». (Комнатные растения).

- Сегодня мы поговорим о комнатных растениях.

- Ребята, а у нас в группе есть растения? (Да, у нас в группе есть много растений).

- Ребята, какими растениями украшена наша группа? (Комнатными).

- Верно, комнатными растениями.

- Почему они называются комнатными растениями? (Растут в помещении).

- Верно, потому что растут в помещениях.

- А для чего нужны комнатные растения? (Растения очищают воздух, создают радостное настроение, радуют глаз)

- Что необходимо всем растениям, чтобы они хорошо росли?

- Верно, вода, свет, тепло, почва.

- Ребята, посмотрите, у меня на столе стоят растения в горшках. Как вы думаете, почему эти растения в горшках? (потому что это комнатные растения)

II. Основная часть:

- Ребята, посмотрите, на что похожи комнатные цветы? (Цветы похожи на дерево, на травку, на ёжика, на паутинку
- Правильно, цветы отличаются друг от друга внешним видом, потому что у них разная форма листьев, стебля, окраска.

- Дети, посмотрите, как много в нашей группе комнатных растений. А как вы думаете, для чего нужны эти растения? (Чтобы было красиво.)

- Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи.

На окошках зеленеют, а зимой цветут, 
Воздух очищают, создают уют. 

- А вы знаете названия комнатных растений? (Дети называют комнатные растения; воспитатель выставляет на стол комнатные растения и называет их)

- Это кактус, фиалка, алоэ. У нас в группе несколько хлорофитумов, фикус, диффенбахия, папоротник, традесканция и это не случайно, так как они очищают воздух лучше, чем некоторые технические устройства. 

- Ребята, а растения живые или не живые? (живые)

- Правильно растения живые и чтобы они всегда оставались здоровыми, мы должны правильно ухаживать за ними.

Воспитатель: Скажите, ребята, чем похожи комнатные растения?
- Похожи тем, что у всех растений есть корень, стебель, листья, цветы.
- За всеми цветами надо ухаживать: поливать, опрыскивать, рыхлить землю, протирать пыль, подкармливать.
- Всем растениям для роста нужен свет, вода, воздух, тепло.

Воспитатель: Скажите, ребята, чем отличаются комнатные растения? (Дети отвечают, воспитатель добавляет ответ)

Комнатные растения отличаются тем что:
- Растения требуют разного ухода. Например, кактусы, алоэ, родиной которых являются безводные пустыни, где мало дождей, в комнатных условиях требуют редкой поливки и более солнечного места.
- Растения тропических болот - традесканция, бальзамин, циперус, которые на родине привыкли к большому количеству влаги и воды, требуют более обильной поливки, им вреден прямой солнечный свет.
Воспитатель: Оказывается комнатные растения и похожи друг на друга и в то же время очень разные.

Воспитатель: Но вы, наверное, немного устали я предлагаю вам поразмяться. Давайте попросим солнышко согреть нас.

Физкультурная минутка «На окне в горшочках…» Н.В. Нищева

На окне в горшочках,

дети сидят на корточках лицом в круг

Поднялись цветочки.

Медленно встают

К солнцу потянулись,

тянутся на носочках, подняв руки вверх

Солнцу улыбнулись.

разводят руки в стороны ладонями вверх

К солнышку листочки

Повернут листочки.

Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе

Развернут бутоны, 

соединяют ладошки над головой

В солнышке утонут. 

Раскрывают ладошки-бутоны

Воспитатель: За каждым комнатным растением необходимо ухаживать по – своему: кто-то любит много воды, а кто-то нет; кто-то любит много света и тепла, а кто-то любит тень. Показываю кактус. Затем папоротник, фикус, фиалку, герань.

- Что это? (кактус). Кактусу необходимо для роста много света и тепла, мало воды и ещё он не любит, когда на него брызгают воду.

- А вот папоротнику для роста и развития нужно много воды и тепла.

- Вот, на столе у меня стоит фикус.

- Какого размера фикус? (Большой).

- Какие части есть у него? (Стебель, листья)

- Какой стебель у фикуса? (Стебель прямой, высокий).

- Какие листья у фикуса? (Листья большие, овальные, темно - зеленого цвета).

- Что еще можно сказать о листе, потрогайте его руками. (Лист гладкий, блестящий).

- У фикуса есть цветки? (Нет).

- Нравится вам фикус? (Да).

Как же надо за ним ухаживать, чтобы он вырос большим и здоровым.

IV. Выполнение трудовых действий.

Воспитатель раскладывает на столе орудия труда: лейка, мягкая тряпочка для протирания листьев, палочки для рыхления.

Воспитатель: Чтобы они всегда были у нас с зелёными листочками и цвели, за ними необходимо ухаживать. Как надо ухаживать за комнатными растениями? ( Их нужно поливать лейкой).

1. Воспитатель: Правильно. Растения очень любят воду. Чтобы вода лучше впитывалась, надо иногда рыхлить почву. Для рыхления есть специальная лопатка. Посмотрите, как она выглядит. Она узенькая и удобная, это позволяет нам не поранить корни цветов. Я покажу вам, как надо работать лопаткой.  (Показываю). Теперь попробуйте вы по очереди, а я посмотрю, как у вас получается.

Дети берут палочку для рыхления и начинают аккуратно рыхлить землю в горшке.

- Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.

2. Воспитатель: Посмотрите, как я буду поливать растения. Носик лейки подношу к корню цветка и наклоняю лейку. (Поливаю).

Воспитатель: Где вода впиталась быстрее? (В горшке, где почва рыхленная).

Воспитатель: Почему? (Потому что мы разрыхлили почву и воде легче пробиться к корню растения.)

Воспитатель: Правильно.

Ребёнок берёт лейку и поливает растение, воспитатель комментирует его действия:

- Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.

Воспитатель: Но есть растения, которые надо поливать не в край горшка, а в поддон (фиалка, глоксиния, аммарилис, виола прекрасная, амазонская лилия). Некоторые комнатные растения, нельзя опрыскивать, так как у них бархатистые листья (герань, фиалка, глоксиния, бегония–рекс).

3. Воспитатель: Вот посмотрите на эти цветы, у них на листочках скапливается пыль. Поэтому нужно ухаживать за цветами, чтобы они дышали. Для начала я вам покажу, как правильно мыть листья у растения, а потом вы будете подходить по одному и тоже протирать.
Нужно взять тряпочку, намочить её, отжать. Я беру мокрую тряпочку, придерживаю одной рукой листочек, а другой осторожно, не торопясь протираю листочек, сначала сверху, потом снизу. Какой листочек стал чистый.

Воспитатель. Как будем мыть растение?

Дети. Намочить тряпочку, отжать её. Потом расправить на руке и протирать листочки сверху, потом снизу.

- А теперь попробуйте вы. Диана, подойди ко мне, бери тряпочку, одной рукой придерживай листочек, другой протирай. Какая молодец, Диана!
- Мансур, теперь ты попробуй.
- Молодец, и у тебя хорошо получается!
Зову еще несколько детей по одному, если у них не получается, помогаю. Ребёнок берёт влажную тряпочку и начинает протирать листья растения.

- Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой (герань, фиалка, глоксиния, бегония–рекс).

- А это растение явно больное – поражено щитовкой (рассматривают пораженное растение, показывает вредителя).

- Это растение надо изолировать, чтобы не заразить другие растения. Я унесу его в «больницу».

V. Самостоятельная трудовая деятельность детей.

- А теперь давайте внимательно посмотрим, всё ли в порядке с нашими растениями. Может быть, какое-то из них надо полить или подрыхлить.

/дети осматривают растения группы и выполняют необходимые действия/

VI. Итог практической работы.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо потрудились! В ответ на вашу заботу растения всегда будут радовать вас сочными зелеными листьями, яркими цветами. Наполнят нашу группу чистым воздухом.

VII. Закрепление

Воспитатель:

- Ребята, что нужно делать, чтобы растения всегда радовали нас своей пышной зеленью, ярким цветением? (Надо за ними ухаживать: поливать, протирать листочки, рыхлить землю).

- Расскажите, как правильно ухаживать за растениями. Как нужно поливать? (Поливать надо осторожно, носик лейки прижимать к краю горшка
- Как правильно рыхлить землю, чтобы не повредить корни?( Рыхлить землю надо деревянной палочкой, у края горшка поглубже
- Расскажите, как протирать листочки. (Листочки нужно протирать влажной тряпочкой с обеих сторон листа очень осторожно

VIII. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, чему мы сегодня научились на занятии? (Рыхлить почву и поливать цветы лейкой).

Воспитатель: Как нужно рыхлить почву в горшочке с цветком? (Специальной лопаткой, чтобы не повредить корень растения).

Воспитатель: Как нужно поливать растения? ( Аккуратно, лейкой под корень растения наливаем воды в горшок).

Воспитатель: В каком уходе кроме поливки нуждаются комнатные растения? (В уборке сухих листьев, засохших цветков, в рыхлении, опрыскивании, в протирании листьев от пыли, в подкормке).

Воспитатель: Зачем в комнате выращиваем комнатные растения? (Они обогащают воздух кислородом, очищают, увлажняют воздух, украшают комнату, радуют нас своими красивыми цветами).

Воспитатель: У вас хорошо получалось, вы молодцы. Ребята на этом наше занятие закончено. Все старались, были активны, внимательны. Теперь вы много знаете о комнатных растениях и расскажете о них другим.

- Ребята, вам понравилось наше занятие?

- Что больше всего вам понравилось?

- Теперь вы знаете, что растёт у нас на подоконнике, и для чего нужны людям комнатные растения.

– На этом наше занятие закончилось. Всем спасибо!



4