Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад «Надежда»
г. Вязьма Смоленской обл.
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию с применением нетрадиционного метода рисования в старшей группе Тема « Белая береза »
Воспитатель: Баранова Н.В.
2021г.
Цель: познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – рисование солью.
Задачи: продолжать знакомить детей с нетрадиционными приемами рисования, развивать образное мышление, воспитывать эстетическое отношение к природе и её изображению в рисунке, развивать мелкую моторику пальцев, усидчивость, внимание.
Материалы: бумага синего цвета, простой карандаш, гуашь белого и черного цвета, кисть для красок, баночка с водой, клей ПВА, соль крупного помола.
Ход занятия.
Воспитатель:
Встанем в круг и немного поиграем.
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево
В центре круга соберемся
И на место все вернемся
Улыбнемся, подмигнем
Меня слушать все начнем.
Воспитатель:Дети, сегодня мы будем рисовать зимнюю красавицу березку.
Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой, ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. Сколько песен, стихов сложено о белоствольных русских красавицах!
Рано утром встаёт она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет берёзы родней,
Ведь берёза – частица России моей.
Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, белый», от которого и образовалось сначала БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЕЗА.
Воспитатель: дети, какая березка зимой?
Дети: на березке нет листьев, она покрыта снегом.
Воспитатель: давайте свами посмотрим картины, которые нарисовали художники.
Как называется картина о природе, одним словом?
Дети: пейзаж
Посмотрите, какие красивые зимние пейзажи?
Художники часто изображают березу, восхищаясь ее природной красотой и изящным белым силуэтом (И. Левитан «Березовая роща», И.Грабарь «Февральская лазурь») Какие краски использовал художник?
(дети рассматривают картины)
Воспитатель:
послушайте, как поэт С. Есенин рассказал о зимней березке.
Белая береза под моим окном.
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
Какими словами поэт описывает красоту русской березы?
- Что это за серебро, которым принакрылась березка?
Дети: березка накрылась снегом или инеем.
Воспитатель: сейчас зима, на деревьях нет листьев. Почему поэт называет ветки пушистыми с белой бахромой?
Дети: ветки покрыты белым пушистым снегом. Снег покрыл ветки не ровным слоем, поэтому кажется, будто спускается бахрома.
Воспитатель: сегодня мы с вами будем рисовать березку в зимнем уборе.
Возьмите лист бумаги синего цвета, положите вертикально и возьмите простой карандаш.
Проводим линию снизу вверх, чуть изогнутую снизу.
Проводим еще одну линию снизу вверх, чуть изогнутую в другую сторону. Линии должны сойтись в одной точке вверху.
Это ствол нашей березки.
Теперь рисуем ветки. Начинаем рисовать с нижних веток, они самые длинные. В конце ветки сгибаются вниз. Чем выше ветки, тем они становятся короче.
Около ствола ветки утолщаем.
Теперь рисуем мелкие ветки. Они спускаются вниз волнистой линией. Рисуем на каждой центральной ветке по две ветки меньшего размера.
На каждой мелкой ветке рисуем по две, три ветки меньшего размера. Воспитатель: Подождем пока высохнет краска.
Физкультминутка
Физкультминутка «Берёзка»
Мы берёзку посадили, Имитация посадки дерева.
Мы водой её полили, Имитация полива дерева из лейки.
И берёзка подросла, Потянуть руки вверх.
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила Руки вниз, спина прямая.
И ребят благодарила. Поклоны головой.
Воспитатель:Следующий этап рисования.
Украсим березку пушистым снегом, с помощью соли.
Берем кисточку и наносим клей ПВА на ветки дерева, а затем обильно посыпаем солью.
А внизу так же с помощью клея и соли сделаем большие снежные сугробы.
Даем высохнуть и остатки клея стряхнем.
Получилась красивая береза в зимнем наряде.
Итог:
Воспитатель: Дети, с какой техникой рисования вы сегодня познакомились?
У вас получились замечательные рисунки.
Сегодня на занятии мы еще раз убедились, как поэзия помогает лучше понять образ и передать его в рисунке.