Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств им. Л.А. Старкова»
Конспект занятия по композиции
«Здравствуй, птица Счастья»
Новосельнова Ольга Борисовна
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «ДШИ им. Л.А. Старкова»
План-конспект занятия
Класс 3
Предмет: «Композиция»
Тема занятия: "Здравствуй, птица Счастья!"
Этап обучения по данной теме – начальный
Цель:
Создать условия для восприятия обучающимися блока новой учебной информации.
Дать представление обучающимся о щепной птице как украшении избы и оберегом от злых сил.
Задачи:
обучающая – Познакомить с декоративно-прикладным искусством России и с традиционной народной игрушкой - щепной «Птицей счастья». Расширить знания обучающихся о технике оригами на примере изготовления птицы .
развивающая – Развивать у детей способность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов; развивать познавательный интерес к истории и культуре России, творческие способности, фантазию и наблюдательность, способствовать развитию мелкой моторики, творческого потенциала;
воспитательная - способствовать формированию у обучающихся навыков культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материала, уважения к народным традициям, приобщения к миру культуры.
Тип занятия – комбинированное.
Используемые приемы, методы и технологии обучения
Прием: напоминание, совместное творчество
Метод:
Рассказ, инструктаж;
словесный с применением наглядности;
практическая работа;
объяснительный; иллюстративный; проблемный.
Технологии обучения:
Игровая;
здоровьесберегающая;
информационная.
Оборудование
(демонстрационные, раздаточные), основные источники информации
Демонстрационное оборудование: ноутбук, мультимедиапроектор, экран или белая магнитная доска, магниты, компьютерная презентация.
Раздаточное оборудование: схемы поэтапного складывания птицы, текстурные листы с линиями разрезов и сгибов, ножницы, клей.
Зрительный ряд: презентация
Музыкальный ряд: Л. Присс сюита «Вечера на Нерли», Е. Кузнецов пьеса «Жалейка».
Видеоматериалы: фрагмент документального фильма «Птица Счастья», фрагменты из мультфильмов: «Сказка о золотом петушке», Царевна-лебедь в «Сказке о царе Салтане…», Жар-птица, Это что за птица? Волшебная птица.
Межпредметные связи: «История», «МХК»
Прогнозируемый результат (формируемые компетентности)
информационная компетентность:
- анализируют и структурируют информацию, выделяют из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи;
коммуникативная компетентность:
- умеют слушать и слышать собеседника, корректно ведут дискуссию, инициируют и осуществляют сотрудничество со сверстниками и педагогом, согласуют различные мнения в общении и сотрудничестве;
общекультурная компетентность:
- формируют готовность к толерантному восприятию культурного прошлого, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
- осознают (видят) возможности творческой интерпретации на основе изученного материала;
- формируют базу знаний о культурном наследии России.
План урока:
№ | Наименование этапа | Время (мин.) |
I | Организационный этап | 2 |
II | Сообщение новых знаний | 10 |
III | Творческая работа обучающихся | 25 |
IV | Подведение итогов | 3 |
| Итого | 40 |
Список используемой литературы
Исаев А.А. Промыслы Московской губернии Т.2-М., 1876.
М.А. Некрасовой и др. – Мн.: Мисанта, 2004
Мифы в искусстве. Рене де Моран М.: ИНФРА-М, 2005.
Народные художественные промыслы. общ. ред.
Интернет-ресурсы:
http://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2007/work/prelov/shepn.htm
http://www.sever-travel.ru/rr/?cid=17
http://www.muzofon.com
Конспект занятия
I. Организационный этап (2 мин.)
У: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Меня зовут, Ольга Борисовна, я преподаю в «Школе искусств имени Старкова» на художественном отделении и этот урок буду вести я.
Игра "Сплочение - настрой".
Поднимите правую руку те, кто пришел с открытым сердцем. Спасибо.
Поднимите правую руку те, кто готов трудиться ради новых знаний. Спасибо.
Положите правую руку на сердце те, кто относится с любовью ко всем присутствующим. Спасибо.
Зажигаем огонек творчества. Пожелаем друг другу успехов и удачи!
А занятие у нас, сегодня, необычное.
Слайд 1 (на экране заставка и пение птиц)
I. Этап сообщения новых знаний (10 мин.)
У: Ребята, скажите мне пожалуйста, а что же необычного вы сейчас слышите?
О: птицы поют
У: А как вы думаете, какие птицы поют настоящие или сказочные и почему?
О: ответы
У: Ребята, как вы думаете, а сказочные птицы как могут петь?
О: ответы
У: Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц?
О: ответы
У: Ну а теперь давайте все вместе посмотрим, как они выглядят, и назовем, в каких сказках они живут.
Слайд 2
(Обучающиеся смотрят фрагменты из мультфильмов, а затем вместе с педагогом называют птиц из сказок)
У: О: («Сказка о золотом петушке», Царевна-лебедь в «Сказке о царе Салтане…», Жар-птица, Это что за птица?, Волшебная птица, и др.)
Слайд 3 (изображение Птицы-счастья)
У: Ребята, все сказочные птицы живут в книжках на картинках. А вот у нас в классе поселилась птица с далёкого Севера о которой ходит легенда, что она не просто сказочная а еще и хранительница детей, символ семейного счастья. Это ли ни чудо! И тема нашего занятия так и называется, "Здравствуй, птица Счастья!"
У: Но прежде, вы узнаете, откуда появилась «птица Счастья» и о чем рассказывает легенда.
Слайд 4 (фильм о Птице-Счастья)
У: Так объясняют на Севере появление щепной игрушки. И хотя это лишь красивое предание, не все в нем вымысел. С давних времен народ связывал образ птицы с представлением о добрых силах природы, способствующих благополучию человека.
Слайд 5 (изображение Птицы-счастья)
У: А вы бы хотели, чтобы у каждого из вас то же в доме поселилась Птица-Счастья? Почему?
О: ответы
Слайд 6 (инструктаж по ТБ)
У: О: Но прежде чем мы с вами приступим к изготовлению птицы счастья, я хочу напомнить вам о технике безопасности.
Обучающиеся вместе с педагогом повторяют инструкцию
Строго следуй указаниям твоего педагога.
Убери длинные волосы назад.
Работай осторожно, не мешай работать другим ребятам.
Инструменты храни на рабочем месте
Бери инструменты только с разрешения учителя.
Передавайте ножницы кольцами вперед.
Не оставляйте ножницы раскрытыми.
У: Ну что, готовы к творческой работе?
О: дружное ДА
III.Этап творческой работы (25 мин.)
Слайд 7 (изделия в технике оригами)
У: Складывать птичку будем из бумаги. Такая техника называется ……..
О: оригами.
У: Эта техника зародилась более тысячи лет назад на Востоке. (оригами – в переводе с японского означает “сложенная бумага”.).
Слайд 8 (этапы работы, звучат народные мелодии)
У: Объяснение задания: /обучающиеся работают параллельно с педагогом/
Л
ист свернуть по диагонали так, чтоб получился квадрат; лишнее отрезаем ножницами.
Слайд 9
Слайд 10 (физкультминутка)
У: Ребята положите пожалуйста заготовку птицы на стол, и выполним небольшое упражнение. Давайте дружно его выполним. Приготовьте руки. Поочередно сгибайте пальца на обеих руках, начиная с большого, на последнюю строчку – показываем ладошки. А я в это время буду читать вам стишок
Моя семья
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик – папочка ,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик – я ,
Вот и вся мая семья!
С
лайд 11
Для крыльев – один печатный лист сложенных гармошкой /маленькими ножницами вырезается узор по образцу/
Для хвоста и хохолка понадобится два печатных листа, сложенных гармошкой /маленькими ножницами вырезается узор по образцу, каждая часть сворачивается пополам и склеивается /
С
лайд 12
П
роделываем отверстие в туловище птицы. Для этого заготовку – туловище сложить пополам поперёк. На сгибе вырезать сквозную щель, разложить заготовку- туловище – получим сквозное окошко.
Слайд 13
Вставляем в полученное окошко ажурные крылья, расправляем их.
Приклеиваем хвост, хохолок.
Украшаем птицу полосками бумаги шириной 0,5 см, завить их с помощью ножниц и приклеить по усмотрению.
Слайд 14 (изображение птицы выполненной на занятии)
IV. Подведение итогов (3 мин.)
У: Мы с вами сделали птицу – символ добра, мира, любви!
Давайте вспомним, откуда прилетела наша птица, из каких краев?
О: ответы
У: О чем рассказала легенда?
О: ответы
У: Бережно возьмите птицу своими руками, чтоб она слышала биение вашего сердца, читала помыслы вашей души. Представьте, что вы держите в руках настоящую птицу счастья. Какое желание вы загадали бы ей?
О: Хорошо учиться, быть здоровым, счастья родным и близким.
У: А теперь загадайте желание себе, семье, классу, а может быть школе. А птичка возьмёт на себя роль нести это желание. С этой минуты поверим, что оно сбудется.
А я скажу своё пожелание: “Пусть вам сопутствует удача, пусть у вас вырастут и расправятся крылья, как у нашей птички, и чтоб вы стали надёжной опорой для ваших родителей”. Я помещаю птичку в “поднебесье” /птица в состоянии парения/.
А мы под её крыльями будем ощущать добро, тепло и любовь.
У: Сегодня мы сотворили чудо! Мы делали одинаковые птички, но у всех они получились разные. Я считаю, что все вы справились с заданием и заслужили высоких оценок.
Слайд 14
Заканчивая урок, я думаю, что сегодня вы стали:
Добрее сердцем,
Теплее душой,
Возвышеннее духом”.
/Н.К.Рерих/
П
риложение.
1. Лист свернуть по диагонали так, чтоб получился квадрат; лишнее отрезаем ножницами.
2. 3. Заворачиваем углы листа вовнутрь.
4
. Сложить заготовку пополам
5. Завернуть хвостик птицы, затем вывернуть как показано на рисунке
6
. Склеить заготовки: хвост, хохолок, /для этого прямоугольный лист бумаги сложен в гармошку шириной в 1 см; маленькими ножницами сделать подсечки/.7. Для хвоста понадобится один печатный лист; сложить пополам, склеить. Для хохолка – одна заготовка. Приклеивать к голове птицы.
9
. 10 Проделываем отверстие в туловище птицы. Для этого заготовку – туловище сложить пополам поперёк. На сгибе вырезать сквозную щель, разложить заготовку- туловище – получим сквозное окошко.
1
1. Вставляем в полученное окошко ажурные крылья, расправляем их. Приклеиваем хвост, хохолок. Украшаем птицу полосками бумаги шириной 0,5 см, завить их с помощью ножниц и приклеить по усмотрению.