Софроновой Н.А., учителя начальных классов
Конспект занятия по краеведению
Тема «Красота окружающей природы. Растения родного края»
Цель: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к природе родного края - Югре. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.
Задачи:
Образовательные: Обобщить и систематизировать знания детей о хвойных и лиственных деревьях; продолжать учить различать и называть (классифицировать) животных и птиц; учить детей устанавливать связь между жизнью животных и людей.
Развивающие: Развивать эмоциональную сферу детей: память, наблюдательность, воображение, логическое мышление, связную речь. Учить элементарным мыслительным операциям. Научить различать экологические знаки.
Воспитательные: Воспитывать любовь и интерес к Югре – месту, где дети живут и растут; прививать любовь и бережное отношение к природе родного края; формировать навыки поведения в природе.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной - местом, где родился и вырос. Как называется наша Родина (Малая родина)? (Россия, город Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.)
- Молодцы, правильно.
- Чем богат наш край? (нефть, газ, леса, реки и т.д.)
- Да, действительно, ребята, наш край богат нефтью, а так же озёрами, болотами и лесом — природа — вот главное богатство Югры. Именно об этом богатстве и пойдёт речь на нашем сегодняшнем занятии.
- Для каждого человека родной край является самым красивым местом на Земле. Ребята, в чём вы видите красоту родного края? (ответы детей)
Подготовленный заранее ученик читает стихотворение:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
- Сегодня мы с вами отправимся в лес и поближе познакомимся с его жителями – растениями.
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы…
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава, на суку сова.
Ландыш серебристый
Воздух чистый – чистый.
И родник с живой
Ключевой водой
Знакомство с тайгой:
- Ребята, просмотрите, сколько здесь деревьев. Мы с вами находимся в тайге. Скажите, что такое тайга? (Тайга – это густой лес, где растут лиственные и хвойные деревья)
- Какие деревья называют хвойными? (Это деревья, на которых растут иголки - хвоинки).
- Назовите хвойные деревья, растущие в нашем регионе. (Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница).
- А какие лиственные деревья у нас растут? (Берёза, осина, рябина, тополь, клён и т.д.).
- Мы наблюдали за деревьями в разное время года, какие вы были внимательные во время наблюдений, покажет игра «Что я знаю о деревьях?»
* Какое дерево не меняет окраску? (ель, сосна)
* Плод, какого дерева называется желудь? (дуб)
* Какое дерево осень красит в желтый цвет? (берёза)
* У какого дерева листья умеют "дрожать"? (осина)
* Из плодов, какого дерева можно сделать алые бусы? (рябина)
- Молодцы, ребята, как вы много знаете о деревьях. Лес – это наша родная природа. Скажите ребята, какую пользу приносят деревья? (чистый воздух, древесину, летом укрывают от солнца).
- Ребята, а что будет, если не будет деревьев? – высохнет лесная речка, звери без питания пропадут, испортится земля и воздух. А чтобы этого не случилось, мы с вами ребята должны беречь и охранять природу нашего края.
- Деревья — главное сокровище.
- Вы много деревьев назвали, но есть дерево, к которому было особое отношение у народов крайнего Севера, и растет оно в основном только в наших лесах. Это Кедр, или правильнее сказать — Сосна сибирская, Сибирский кедр. Ханты считают это дерево - священным деревом. Кедр – считался символом мужества и вечности. Поэтому люди верили в его могущества. Они верили в то, что первое дерево, которое появилось на земле – это кедр. Они думали, что «Давным – давно жили на земле только люди и кедры. Кедры росли до неба, люди были маленькими. Людям было холодно, они болели. Это Северный Старик - Болезней зло рассыпал. Больно было деревьям на людей смотреть. Корни свои мощные из - под земли вытащили и в сторону Севера на защиту людей пошли. Не выдержал Северный Старик Болезней - отступил. Но кедрам отомстил – заколдовал их. С тех пор, если человеку плохо – кедр чувствует. Вот и тяжело ему. Не за себя, за других тяжело. Так и живут кедры.»
- Кроме деревьев, какие виды растений вы знаете? (кустарники и травы)
- Природа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры богата растениями. На территории автономного округа произрастает более 800 видов растений. Более 300 видов дикорастущих растений рекомендовано употреблять в пищу, конечно же в основном — ягоды.
- Предлагаю разгадать головоломку. Оказывается, у нас в регионе произрастает много ягод, в названии которых спряталось имя Ника. Запишите эти названия.
- А теперь давайте разгадаем ещё головоломки - анаграммы, я вам раздам их и вы их разгадаете:
вотлага- таволга
юлквка - клюква
омрошак - морошка
лобигука- голубика
ипноквши - шиповник
- Что общего у этих растений, как вы думаете? (Они все лекарственные и съедобные)
- Ребята, лес – родной дом для диких животных, деревьям, растениям, насекомым. А мы – гости в лесу. Его надо беречь! И должны правильно вести себя.
- Чтобы сохранить красоту родного края люди создали Красную книгу. Туда занесены такие растения как: кувшинка чисто-белая, мак югорский, гвоздика ползучая, зверобой пятнистый, астра сибирская и многие другие. Поближе рассмотреть их можно, взяв Красную книгу.
- Вообще, о красоте земли Югорской создано много произведений: стихотворений, песен, картин. Издано много книг. Я подготовила небольшую выставку, после занятия, вы можете подойти и познакомиться с ними.
- А ещё народы Севера считают берёзу кусочком небесной жизни. Берёза - это дерево святое. Священное дерево. Они повязывают на берёзку разноцветные, красивые ленточки и загадывают желания. Эти желания обязательно сбываются. Давайте и мы возьмём ленточки, загадаем свои желания и повяжем эти ленточки на нашу берёзку (рисунок на плакате).
Итог занятия:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что вам понравилось больше всего?
- Наше занятие подходит к концу, хотелось бы закончить его стихотворением о природе родного края:
Эту истину знают от роду,
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Родину свою.
Нам понятней теперь год от года,
Что с природою надо дружить,
Ведь без нас прожила бы природа,
Без неё мы не сможем прожить!