СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по краеведению "Красота окружающей природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по краеведению (край - ХМАО-Югра) "Красота окружающей природы. Растения родного края".  

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по краеведению "Красота окружающей природы"»

Софроновой Н.А., учителя начальных классов

Конспект занятия по краеведению

Тема «Красота окружающей природы. Растения родного края»

Цель: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к природе родного края - Югре. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.

Задачи:

Образовательные: Обобщить и систематизировать знания детей о хвойных и лиственных деревьях; продолжать учить различать и называть (классифицировать) животных и птиц; учить детей устанавливать связь между жизнью животных и людей.

Развивающие: Развивать эмоциональную сферу детей: память, наблюдательность, воображение, логическое мышление, связную речь. Учить элементарным мыслительным операциям. Научить различать экологические знаки.

Воспитательные: Воспитывать любовь и интерес к Югре – месту, где дети живут и растут; прививать любовь и бережное отношение к природе родного края; формировать навыки поведения в природе.

Ход занятия:

Организационный момент:

- Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной - местом, где родился и вырос. Как называется наша Родина (Малая родина)? (Россия, город Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.)

- Молодцы, правильно.

- Чем богат наш край? (нефть, газ, леса, реки и т.д.)

- Да, действительно, ребята, наш край богат нефтью, а так же озёрами, болотами и лесом — природа — вот главное богатство Югры. Именно об этом богатстве и пойдёт речь на нашем сегодняшнем занятии.

- Для каждого человека родной край является самым красивым местом на Земле. Ребята, в чём вы видите красоту родного края? (ответы детей)

Подготовленный заранее ученик читает стихотворение:

Здравствуй, лес, дремучий лес, 
Полный сказок и чудес! 
Ты о чем шумишь листвою 
Ночью темной, грозовою? 
Что там шепчешь на заре, 
Весь в росе как в серебре? 
Кто в глуши твоей таится? 
Что за зверь? 
Какая птица? 
Все открой, не утаи: 
Ты же видишь — мы свои!

- Сегодня мы с вами отправимся в лес и поближе познакомимся с его жителями – растениями.



Что такое лес?

Сосны до небес,

Берёзы и дубы,

Ягоды, грибы…

Звериные тропинки,

Пригорки и низинки,

Мягкая трава, на суку сова.

Ландыш серебристый

Воздух чистый – чистый.

И родник с живой

Ключевой водой


Знакомство с тайгой:

- Ребята, просмотрите, сколько здесь деревьев. Мы с вами находимся в тайге. Скажите, что такое тайга? (Тайга – это густой лес, где растут лиственные и хвойные деревья)

- Какие деревья называют хвойными? (Это деревья, на которых растут иголки - хвоинки).

- Назовите хвойные деревья, растущие в нашем регионе. (Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница).

- А какие лиственные деревья у нас растут? (Берёза, осина, рябина, тополь, клён и т.д.).

- Мы наблюдали за деревьями в разное время года, какие вы были внимательные во время наблюдений, покажет игра «Что я знаю о деревьях?»

* Какое дерево не меняет окраску? (ель, сосна)

* Плод, какого дерева называется желудь? (дуб)

* Какое дерево осень красит в желтый цвет? (берёза)

* У какого дерева листья умеют "дрожать"? (осина)

* Из плодов, какого дерева можно сделать алые бусы? (рябина)

- Молодцы, ребята, как вы много знаете о деревьях. Лес – это наша родная природа. Скажите ребята, какую пользу приносят деревья? (чистый воздух, древесину, летом укрывают от солнца).

- Ребята, а что будет, если не будет деревьев? – высохнет лесная речка, звери без питания пропадут, испортится земля и воздух. А чтобы этого не случилось, мы с вами ребята должны беречь и охранять природу нашего края.

- Деревья — главное сокровище.

- Вы много деревьев назвали, но есть дерево, к которому было особое отношение у народов крайнего Севера, и растет оно в основном только в наших лесах. Это Кедр, или правильнее сказать — Сосна сибирская, Сибирский кедр. Ханты считают это дерево - священным деревом. Кедр – считался символом мужества и вечности. Поэтому люди верили в его могущества. Они верили в то, что первое дерево, которое появилось на земле – это кедр. Они думали, что «Давным – давно жили на земле только люди и кедры. Кедры росли до неба, люди были маленькими. Людям было холодно, они болели. Это Северный Старик - Болезней зло рассыпал. Больно было деревьям на людей смотреть. Корни свои мощные из - под земли вытащили и в сторону Севера на защиту людей пошли. Не выдержал Северный Старик Болезней - отступил. Но кедрам отомстил – заколдовал их. С тех пор, если человеку плохо – кедр чувствует. Вот и тяжело ему. Не за себя, за других тяжело. Так и живут кедры.»

- Кроме деревьев, какие виды растений вы знаете? (кустарники и травы)

- Природа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры богата растениями. На территории автономного округа произрастает более 800 видов растений. Более 300 видов дикорастущих растений рекомендовано употреблять в пищу, конечно же в основном — ягоды.

- Предлагаю разгадать головоломку. Оказывается, у нас в регионе произрастает много ягод, в названии которых спряталось имя Ника. Запишите эти названия.

- А теперь давайте разгадаем ещё головоломки - анаграммы, я вам раздам их и вы их разгадаете:

вотлага- таволга

юлквка - клюква

омрошак - морошка

лобигука- голубика

ипноквши - шиповник


- Что общего у этих растений, как вы думаете? (Они все лекарственные и съедобные)


- Ребята, лес – родной дом для диких животных, деревьям, растениям, насекомым. А мы – гости в лесу. Его надо беречь! И должны правильно вести себя.

- Чтобы сохранить красоту родного края люди создали Красную книгу. Туда занесены такие растения как: кувшинка чисто-белая, мак югорский, гвоздика ползучая, зверобой пятнистый, астра сибирская и многие другие. Поближе рассмотреть их можно, взяв Красную книгу.

- Вообще, о красоте земли Югорской создано много произведений: стихотворений, песен, картин. Издано много книг. Я подготовила небольшую выставку, после занятия, вы можете подойти и познакомиться с ними.

- А ещё народы Севера считают берёзу кусочком небесной жизни. Берёза - это дерево святое. Священное дерево. Они повязывают на берёзку разноцветные, красивые ленточки и загадывают желания. Эти желания обязательно сбываются. Давайте и мы возьмём ленточки, загадаем свои желания и повяжем эти ленточки на нашу берёзку (рисунок на плакате).

Итог занятия:

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что вам понравилось больше всего?

- Наше занятие подходит к концу, хотелось бы закончить его стихотворением о природе родного края:

Эту истину знают от роду,

И её никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Родину свою.

Нам понятней теперь год от года,

Что с природою надо дружить,

Ведь без нас прожила бы природа,

Без неё мы не сможем прожить!