Конспект лексического занятия по теме «Мебель, дом, квартира» в старшей группе, компенсирующей направленности.
Цель: развитие лексико-грамматических категорий по теме «Мебель, дом, квартира».
Задачи:
Коррекционно-образовательные: обобщить, уточнить и активизировать словарь по теме (на основе систематизации и обобщении знаний об окружающем); совершенствовать грамматический строй речи: употребление слов во множественном числе в родительном падеже; согласование числительных с существительными, существительных с прилагательными; образование относительных прилагательных, употребление предложно-падежных конструкций.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух; просодические компоненты речи; мышление, зрительное внимание и восприятие, мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи: формировать доверительные взаимоотношения, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества.
Оборудование: конверт, картинки с изображением мебели большие и маленькие, картинки с изображением цифр, фишки.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Логопед: Ребята, к нам в садик пришло письмо от малышариков.
Они просят помочь им построить дом, а также купить и расставить мебель.
Сегодня с вами мы поговорим о домах, мебели.
1. Основная часть
1. Развитие общих речевых навыков, развитие речевого дыхания.
Логопед: Вставайте со стульчиков, начинаем строить дом.
Стеночка а-а-а, другая о-о-о, потолок и-и-и (упражнения, имитирующие постройку дома).
Берём кисточку красим у-у-у, стряхнули краску ы-ы-ы.
Молодцы, дом мы с вами построили, садитесь на стульчики.
1. Игра с мячом «Какой дом?» (образование относительных прилагательных)
Логопед: Мы с вами построили дом, в котором много этажей, значит какой это дом будет? (многоэтажный).
А дом в котором один этаж какой? (Два этажа, три этажа, четыре этажа, пять этажей)
1. Игра «Не ошибись» (употребление слов во множественном числе в родительном падеже)
Логопед: Мы с вами построили большой многоэтажный дом, значит в этом доме у нас есть много в Этаж, а в доме много «чего?» этажей; (квартира, комната, окно, рама, форточка, лестница, ступенька, стена, потолок, балкон, подъезд, дверь, замок, звонок, перила, труба, антенна).
1. Физминутка
Логопед: Молодцы, сейчас поедем покупать мебель в мебельный магазин. Вставайте ребята, поедем на машине. Но сначала накачаем шины. Взяли в руки насос, ногу на пяточку и все вместе ш-ш-ш. Проверим шины у машины! Причмокивая, щелкаем по имитированной шине. Перекачали! Немного спустим воздух ССССС. Залили в бак бензин буль-буль-бульк. Закрутили крышку. Заведем мотор трр-трр-трр. Взяли руль, ехать будем под бубен, когда бубен звучит мы с вами, едем, когда прекращает, останавливаемся, красный свет.
Мимо чего мы проезжали? (я проезжала мимо магазина, музея, памятника и т.д.)
1. Игра «Сосчитай» (согласование числительных с существительными и прилагательными)
Логопед: в мебельном магазине много мебели, сейчас мы с вами посчитаем её. Логопед показывает детям картинки с цифрой и с изображением мебели. (один деревянный стул, пять деревянных стульев, четыре книжных шкафа...)
1. Игра «Я хочу» (развитие связной речи, употребление предложно-падежных конструкций)
Логопед: Что бы вы хотели купить в мебельном магазине? Для чего? Скажите полным предложением. (Я хочу купить деревянный стул, я поставлю его в гостиную, я буду на нём сидеть).
1. Упражнение для снятия мышечного напряжения
Логопед: Молодцы. А теперь поднимем купленную мебель (напряглись) и положим в машину, (расслабили ручки) ручки устали. Что ещё поднимаем в машину?
1. Игра «Угадай-ка»
Логопед: Сейчас мы посмотрим, что же оказалось в нашем грузовичке с мебелью. Я буду описывать предмет, а вы отгадывать, что это.
Квадратный, прочный, небольшой, деревянный, письменный (стол)
Деревянный, высокий, книжный (шкаф);
Двуспальная, мягкая, деревянная (кровать);
С подушками, мягкий, пружинистый (диван).
1. Итог занятия
Логопед: Ребята, вы молодцы, помогли малышарикам построить дом, купить мебель, которую они сами расставят в квартирах. Они вам очень благодарны.
- Давайте вспомним, о чем мы говорили? Как мы помогали малышарикам, что мы делали? Посчитаем заработанные фишки. Молодцы!