Тема занятия: ОВОЩИ
Цели: ввести обобщающее понятие «овощи»; учить отвечать на вопросы; развивать умение согласовывать существительное с прилагательным в единственном числе, речь с движением; расширить словарь по теме; воспитывать любознательность, интерес к изучаемому материалу; укреплять мышцы артикуляционного аппарата; развивать мелкую моторику рук, внимание, память, логическое мышление.
Оборудование: картинки с изображением овощей, цветные карандаши, счётные палочки, нитки, мяч.
Ход занятия
Артикуляционная гимнастика
Педагог читает стихотворение, дети произносят звукоподражания.
На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».
Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».
Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».
Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».
Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».
Ёж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».
Птичка маленькая пела «Тиль-ль,тиль-ль».
И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж,ж-ж-ж».
Зарядка для язычка
Погулять язык собрался: (открыть рот)
Он умылся, (кончиком языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался, (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся, (провести языкам по губам – «облизнуться»)
Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз – и в ротике исчез (спрятать язык во рту).
Введение в тему
Педагог показывает предметные картинки с изображением овощей.
– Назовите слова по картинкам
– Как одним словом сказать: что это?
– Хотите больше узнать об овощах?
Игра «Эрудит»
– Где растут овощи? (На грядках в огороде)
– Когда они созревают?
– Для чего нужны овощи человеку?
– Что можно приготовить из овощей? (Из овощей готовят и салат, и суп, а можно заготовить их на зиму)
Игра «Какого цвета?»
– Назовите, какого цвета овощ: помидор – красный, огурец - …, баклажан - …, капуста - …, морковь - …, и т.д.
Игра «Один – много» (с мячом)
Педагог бросает мяч ребёнку и называет имя существительное в единственном числе. Ребёнок ловит мяч и произносит это же существительное во множественном числе.
Помидор – помидоры, огурец - …, перец - …, баклажан - …, кабачок - …, тыква - … .
Динамическая пауза (речь с движением по тексту)
УРОЖАЙ
В огород пойдём, урожай соберём (идут по кругу).
Мы морковки натаскаем («тянут ботву»)
И картошки накопаем («копают»).
Срежем мы кочан капусты («срезают») –
Круглый, сочный, очень вкусный (круг руками).
Щавеля нарвём немножко («рвут»)
И вернёмся по дорожке (идут) (2 раза)
Игра «Что мы делали, расскажем»
– Вспомните и назовите (хором, по одному) слова-действия.
В огород (что сделаем?) пойдём. Урожай – (соберём), морковки – (натаскаем), картошки – (накопаем), кочан капусты – (срежем), щавеля – (нарвём), по дорожке – (вернёмся, пойдём).
Игра «Большой – маленький»
Педагог произносит имя существительное – название овоща. Ребёнок произносит имя существительное – название этого же овоща в уменьшительно-ласкательном значении.
Помидор – помидорчик, огурец - …, лук - …, перец - …, чеснок - …, баклажан - … .
9. Игра «Раз, два, три, четыре, пять»
Проговаривая первую строчку стишка, педагог и дети загибают по очереди пальцы ведущей руки в кулачок. На второй строчке – сжимают и разжимают все пальцы. Поговаривая треть и четвёртую строчки, загибают пальцы в кулачок (пять предметов – пять пальчиков).
Раз, два, три, четыре, пять.
Нужно овощи назвать:
Лук, капуста, кабачок,
Сладкий перец и чеснок.
10. Развитие мелкой моторики рук
Обведение простым карандашом по контуру.
Выкладывание фигурок из счётных палочек.
Выкладывание контуров из ниток.
Раскрашивание цветными карандашами наложенных друг на друга рисунков.
11. Итог занятия
– Вспомните, о чём мы сегодня говорили? Огурец, лук, баклажан – что это? Как назвать одним словом? Назовите каждый по одному овощу.