СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по математике для подготовительной группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по математике для подготовительной группы»

Конспект итогового занятия по ФЭМП в подготовительной группе

Тема «Путешествие по островам математики»


     Цель: показать  знания и умения детей, по формированию элементарных математических представлений.

     Образовательные задачи:

1)Совершенствовать умение отсчитывать предметы в пределах 10, считать в прямом и обратном порядке в пределах 10, различать вопросы Сколько?, Который? и правильно на них отвечать.

2)Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, на основе сравнения множеств, получать равенство из неравенства, добавляя к меньшему количеству один предмет и убирая из большего количества один предмет.

3)Закрепить умение сравнивать три предмета по высоте, с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов.

4)Упражнять в делении предмета на части (две, четыре), называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой части, а часть меньше целого.

5)упражнять в ориентировке на листе бумаги (справа, слева, вверху-внизу, в середине, в углу).

6)закрепить знание  о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, умение различать фигуры, умение сравнивать их по свойствам (по цвету, форме, величине), закрепить умение ориентироваться на плоскости.

     Развивающие задачи:

-развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку, зрительную память, воображение.

     Воспитательные задачи:

-воспитывать самостоятельность, интерес к математическим занятиям, умение понимать учебную задачу и выполнять её.

     Методические приёмы:

Наглядный: иллюстрации.

Словесный: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей;

Практический: игра.

Игровой: физкультминутка.

Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: магнитная доска, плоскостные изображения животных, плоскостные изображения обезьян и бананов, домики разных размеров, условная мерка, картинки для составления задач, картинки сравнения предметов, модели геометрических фигур на каждого ребенка, шаблоны яблок на каждого ребенка.

Ход занятия

Вводная часть.

Воспитатель заводит детей в группу.

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, посмотреть чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь, с гостями.

 Воспитатель: 

В круг широкий вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо1, 2, 3,

А теперь пойдём налево 1, 2, 3.

В центре круга соберёмся.

И друг другу улыбнемся!

Ребята, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им свою улыбку.

Стук в дверь. (воспитатель заносит игрушку Буратино).

Воспитатель: Ребята, кто же пришёл, к нам в гости? (Буратино).

Воспитатель: Буратино, нам принёс письмо. Хотите узнать, что в нём? Давайте прочитаем.

Здравствуйте, ребята! Я приглашаю Вас в путешествие по островам математики, где спрятаны сокровища. Сокровища спрятаны в сундуке, а сундук закрыт на несколько замков. Чтобы его открыть, вам нужно выполнить задания. Каждый ключ – это задание- испытание, которые приготовили для вас жители островов. Справитесь с ними, сундук с сокровищами откроется. За каждое выполненное задание, жители островов вам будут возвращать ключи от сундука. Удачи!

Воспитатель: Ребята, Вы готовы отправиться в путешествие по островам математики?

Но сначала нам надо подумать и решить, на чём можно отправиться в путешествие.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, на чем можно поехать?

Дети: машина, автобус, самолёт, на поезде.

Воспитатель: Но чтобы узнать, на чём, же мы отправимся, в путешествие, нам нужно присесть на свои места и выполнить задание. Перед вами лежат листочки в клетку, на которых указаны цифры. Вам нужно соединить карандашом по порядку все цифры, от 1 до 10.

Какой вид транспорта у вас получился? (корабль).

А теперь проверим, правильно ли вы выполнили задание.

На доске появляется готовый корабль.

Вижу, у всех получились кораблики, и мы отправляемся в путь. Проходим, занимаем места на корабле. А не сбиться с пути нам поможет карта.

Посмотрите на карту. Как вы думаете, как называется первый остров, на который мы отправимся?

Остров чисел.

Правильно, мы с вами отправляемся на остров чисел.

Ну, вот мы с вами и приехали.

Проходим, садимся за столы.

1 часть «Количество и счёт»

Воспитатель: На острове чисел живут обезьяны. Но они все разбежались, и нам надо их расставить по порядку и посчитать.

(У детей на столах, на тарелочке лежат карточки. Один ребенок расставляет и называет на доске, остальные на местах).

-Сколько всего животных?

Дети: всего 10 животных?

Давайте посчитаем наших обезьян прямым количественным счётом. (Один ребенок вслух, остальные шепотом: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять).

Воспитатель: Сколько всего животных?

Дети: Всего 10 животных.

Воспитатель: А теперь посчитаем в обратном порядке.

Дети: один ребенок вслух, остальные на местах: десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.

Молодцы!

Воспитатель: А теперь посчитаем наших животных прямым порядковым счётом.

Дети: первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый. (Один ребенок считает вслух, остальные шепотом).

Теперь посчитаем обратным порядковым счётом.

Дети: десятый, девятый, восьмой, седьмой, шестой, пятый, четвертый, третий, второй, первый. (Один ребенок считает вслух, остальные шепотом).

Воспитатель: Ребята, а что любят кушать обезьяны?

Дети: бананы.

Угостим обезьян бананами. Дайте каждой обезьяне по одному банану.

. (Дети раскладывают животным бананы. Один ребенок на доске, остальные на местах).

Воспитатель: Что мы можем сказать о количестве обезьян и бананов?

Дети: Обезьян больше, чем бананов.

Воспитатель: Чего больше, обезьян или бананов?

Дети: Обезьян больше, чем бананов.

Воспитатель: Чего меньше?

Дети: Бананов меньше, чем обезьян.

Дети: Как проверить?

Воспитатель: Надо посчитать.

Воспитатель: Посчитаем обезьян. (один ребенок считает вслух, остальные шепотом).

Дети: (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять).

Воспитатель: Сколько животных?

Дети: Животных 10.

Воспитатель: Сколько бананов?

Дети: Бананов 9.

Воспитатель: Сравните числа 10 и 9. Что больше?

Дети: Число 10 больше числа 9.

Воспитатель: Насколько число 10 больше числа 9?

Дети: Число 10 больше числа 9 на 1.

Воспитатель: Какое число меньше 9 или 10?

Дети: Число 9 меньше числа 10.

Воспитатель: Насколько число 9 меньше числа 10?

Дети: Число 9 меньше числа 10 на 1.

Воспитатель: А теперь сделайте, чтобы обезьян и бананов стало, поровну.

Как вы сделали поровну?

Дети: Добавили один банан.

Воспитатель: Сколько бананов было?

Дети: Было 9 бананов.

Сколько добавили?

Дети: добавили один.

Воспитатель: Поскольку обезьян и бананов стало?

Дети: Обезьян и бананов стало поровну по 10.

Значит, 10 равно 10.

Воспитатель: А как ещё можно сделать поровну?

Дети: убрать одну обезьяну.

Воспитатель: Поскольку животных и бананов стало?

Дети: Поровну по 9. Значит 9 равно 9.

Воспитатель: Молодцы ребята, убираем всё в конвертики и откладываем в сторону.

Работа с числовыми домиками.

Ребята, посмотрите на доску, у каждого числа есть не только своё место, но и свой домик.

У вас у всех на партах лежат числовые домики, но не все соседи в них заселились. Мы сейчас им поможем. Какое число живёт в этом домике?

Такой домик есть у каждого числа. Вам сейчас нужно разложить число на 2 меньших, и записать цифры этих чисел в клеточки. Проверяем. Дети рассказывают, как они разложили.

Воспитатель: Молодцы ребята! Мы справились с заданием и животные нам возвращают первый золотой ключик. А нам пора отправляться дальше. Садимся на корабль.

2 часть «Величины»

Как вы думаете, как называется следующий остров?

Дети: остров величин.

Воспитатель: вот мы и приплыли на остров величин. На острове величин живёт попугай. Попугаю нужна ваша помощь. Он хочет построить себе самый высокий дом и поселиться в нём, чтобы хищные животные, до него не добрались.

Ребята, а как же нам определить, какой дом высокий?

Дети: Измерить, посмотреть.

Воспитатель: Определять, какой же дом у нас высокий мы будем с помощью условной мерки.

Воспитатель: Условной меркой у нас будет зеленая полоска, которая по высоте равна самому высокому дому.

(У детей на столах лежит по 3 домика разной высоты: низкий, высокий, самый высокий и условная мерка).

Воспитатель: Вы должны этой меркой измерить все дома и найти с её помощью высокий.

Для этого нужно приложить мерку к домику так, чтобы край мерки и низ дома совпадали. Если высота тоже совпадает с меркой, значит, вы нашли нужный домик. (Показ на доске).

Самостоятельная работа

Воспитатель: Ребята, в какой дом мы поселим попугая?

Дети: Мы поселим попугая в красный дом.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что мерка по высоте равна красному дому.

Воспитатель: Значит, красный дом, какой?

Дети: Красный дом высокий.

Воспитатель: А почему Буратино не может поселиться в желтый дом?

Дети: Потому что желтый дом ниже, чем мерка, а мерка выше, чем желтый дом.

Воспитатель: А в синий дом?

Дети: Потому что синий дом выше, чем мерка, а мерка ниже, чем синий дом.

Воспитатель: Назовите все дома по высоте: от самого высокого.

Дети: Синий дом – самый высокий. Красный дом высокий, но ниже синего. Жёлтый дом низкий.

Воспитатель: Молодцы, ребята, попугай благодарит вас за помощь, и возвращает нам ещё один ключ. Но прежде, чем отправиться на следующий остров, мы немного отдохнем.

Физкультминутка

Воспитатель: Построимся в две шеренги, друг против друга.

Сейчас я вам буду звенеть бубном. Сколько раз я хлопну, столько вы должны сделать движений. Сначала выполнять движения будут дети первой шеренги, а из второй шеренги дети будут их проверять, а потом наоборот.

Воспитатель: Звенит бубном 5 раз. Выполните приседания.

Дети: Выполняют 5 приседаний.

Воспитатель: Сколько приседаний выполнили?

Почему?

Дети: потому что было 5 звуков.

Воспитатель: Звенит бубном 10 раз.

Дети: Выполняют 10 прыжков на 2 ногах.

Воспитатель: Сколько прыжков выполнили?

Почему?

Дети: потому что было 10 звуков.

Аналогично со 2 шеренгой. Отправляемся дальше. Проходим, занимаем места на корабле.

Как называется следующий остров?

Дети: остров математических знаков.

А какие математические знаки вы здесь видите?

3 части «Математические знаки»

На острове математических знаков живут крокодилы, которые спрятали все математические знаки. И чтобы крокодилы вернули знаки обратно, нам необходимо выполнить их задание.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами разделимся на две команды. Перед вами на доске карточки, на карточках нарисовано разное количество предметов. Вам их нужно посчитать, сравнить и поставить знак больше или меньше или равно. Приступаем. Проверяем.

Первая команда рассказывает, как поставили знаки.

Вторая команда. Садимся за столы.

А все ли знаки нам вернули крокодилы?

А для этого нужно выполнить ещё задание.

У вас в конвертиках ещё лежит картинка.

Что нам надо сделать? (Составить задачу)

Правильно. Вам надо по картинке составить задачу и выложить решение на столе.

Но сначала давайте вспомним, из каких частей у нас состоит задача.

Что такое условие, вопрос?

Проверяем. Ребенок рассказывает задачу, которую он составил. Разбираем.

Назовём условие задачи. Вопрос. Решение задачи. Почему поставили знак +, -.

Ответ на задачу.

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием и крокодилы нам возвращают остальные знаки и ещё один ключик. А нам пора отправляться дальше.

Как же называется следующий остров?

4 часть «Деление на равные части»

На острове живёт слон.

Воспитатель: Ребята, к слонику в гости должны прийти друзья и приготовил для них угощение. Но не знает, как разделить, чтобы всем хватило. Поможем ему?

(У детей на столах лежит по одному яблоку).

Воспитатель: Сначала пришло 2 друга. Прикрепляет на доску 2 друга.

Разделите яблоко, чтобы хватило на всех друзей и разрежьте.

Воспитатель: На сколько частей вы разделили?

Дети: На 2 части.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что пришло 2 друга.

Воспитатель: Как вы разделили на 2 части?

Дети: Сложили яблоко пополам и разрезали.

Воспитатель: А как проверить равные части получились или нет?

Дети: приложить одну часть к другой.

Воспитатель: Как называется каждая часть?

Дети: Половина.

Воспитатель: Ну, а теперь соберите целое.

Воспитатель: Что больше целое яблоко или половина?

Дети: Целое яблоко больше.

Воспитатель: А потом к слонику пришли ещё друзья ( воспитатель прикрепляет на доску ещё 2 друга).

Поделите яблоко, чтобы всем хватило.

Воспитатель: На сколько частей вы разделили?

Дети: На 4 части.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что пришло 4 друга.

Воспитатель: Как вы разделили на 4 части?

Дети: Сложили шоколадку пополам, каждую часть ещё раз пополам и разрезали.

Воспитатель: Как называется каждая часть?

Дети: Четверть.

Воспитатель: Что больше половина или четверть?

Дети: Половина больше, чем четверть.

Воспитатель: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы хорошо справились. Слоник благодарит вас за помощь и возвращает ещё одну страницу книги.

А мы продолжаем путешествие. Садимся на корабль.

5 часть «Геометрические фигуры»

На острове геометрических фигур живёт бегемот.

Воспитатель: Ребята, у бегемота был разноцветный ковер, украшенный узором из геометрических фигур, но однажды, узор на ковре рассыпался, и теперь надо его собрать. Поможем ему? (у детей на столах лежат геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат, цветные карандаши).

«Разложи фигуры»

Приготовьтесь слушать задание и раскладывать:

Воспитатель: Вдоль верхней стороны листа начертите линию красным карандашом.

Вдоль нижней стороны, начертите, линию синим карандашом.

Справа, начертите линию зелёным карандашом, слева – коричневым.

Ребёнок: В левом верхнем углу положите фигуру, у которой три стороны и три угла.

Воспитатель: Какую геометрическую фигуру положили?

Дети:  треугольник.

Воспитатель: Почему?

Дети : потому что 3 стороны и 3 угла.

Воспитатель: Где вы положили треугольник?

Дети: В левом верхнем углу.

Ребенок: В правом нижнем углу положите фигуру, которая не имеет углов.

Ребенок: Саша, какую геометрическую фигуру ты положил?

Дети: круг.

Воспитатель: Почему?

Дети : потому что круг не имеет углов.

Воспитатель: Где вы положили треугольник?

Дети: В правом нижнем углу.

Ребенок: В правом верхнем углу находится фигура, у которой 4 стороны, и все стороны равны.

Ребенок: София, какую геометрическую фигуру ты положила?

Дети: квадрат.

Воспитатель: Почему?

Дети : потому что у квадрата все стороны равны.

Воспитатель: Где вы положили квадрат?

Дети: В правом верхнем углу.

Ребенок: В левом нижнем углу находится фигура, у которой четыре стороны, из них две стороны длиннее, а две короче.

Ребенок: Какую фигуру положили?

Дети:  прямоугольник.

Воспитатель: Почему?.

Воспитатель: Где вы положили треугольник?

Дети: В левом нижнем углу.

Ребенок: в центре положите овал.

Ребенок: Где Софья положила овал? 

Дети: в  центре.

Воспитатель: София, назови по порядку фигуры, которые ты разложила на доске. Сначала фигуру в центре, затем вверху, внизу, слева, справа.

Ребенок: в центре положила овал, вверху треугольник, внизу круг, справа квадрат, слева прямоугольник.

Воспитатель: А теперь все ещё раз назовем фигуры.

Дети: овал, треугольник, круг, квадрат, прямоугольник.

А сейчас посмотрите внимательно на фигуры и закройте глазки. (Воспитатель меняет фигуры расположенные слева и справа).

Воспитатель: Какие фигуры поменялись местами?

Дети: квадрат и прямоугольник. Катя, иди исправь.

Закрываем глазки. (воспитатель меняет местами фигуры вверху, внизу).

Воспитатель: Что изменилось?

Дети: Круг и треугольник поменялись местами.

Воспитатель: Алена, иди, исправь.

Молодцы, ребята и с этим заданием и бегемот нам возвращает ещё один ключ.

Но нам пора отправляться на следующий остров. Садимся на корабль.

Как же называется наш последний остров. Остров сокровищ.

Правильно. На острове сокровищ находится сундук, но сундук закрыт. И чтобы он открылся нам нужно выполнить ещё одно задание.

Сейчас мы с вами, поиграем. (Дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч, и задает вопросы,

ребенок, поймавший мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч воспитателю обратно).

1.Какой сегодня день недели?

2.Какой день недели был вчера?

3.А какой день будет завтра?

4.Сколько всего дней в неделе?

5.Назовите выходные дни?

6.Как называется первый день недели? Последний?

Какой день после вторника?

7.Какой день между средой и пятницей?

Молодцы, ребята! Мы с вами выполнили все задания жителей островов, отыскали ключи от

Замка. И наш волшебный сундук открылся. А в сундуке сокровища.

Вы у меня все молодцы! Но наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в свою группу, в свой родной детский сад. Давайте, займем места на корабле.

Приехали.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Сегодня мы совершили увлекательное путешествие по островам математики.

Воспитатель: Вам понравилось путешествовать?

Дети: Да.

Воспитатель: Вспомните, на каких островах мы с вами побывали?

Дети: остров чисел, остров величин, остров математических знаков, остров геометрических фигур.

-Какие задания мы с вами выполняли?

Дети: считали животных, сравнивали домики разной высоты, сравнивали предметы, составляли задачи, делили на части, собирали узор на ковре.

Воспитатель: Какое задание Вам понравилось?

Скажите, а какое задание вам показалось трудным? 

-А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями пусть возьмет красный кружок. А кто считает, что не все у него получилось – тот пусть возьмет зеленый квадрат. Ну что все молодцы! Занятие окончено.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!