Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Дружная семейка»
Программное содержание: закрепить знания детей о семье и членах семьи; о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг – другу, закреплять умение детей подбирать слова-определения, слова – действия. Развивать внимание, связную речь. Воспитывать чувство привязанности, ответственности к членам своей семьи.
Предварительная работа: рассматривание семейных фотографий, рассказы детей о своих близких. Рассматривание картин «Семья», беседа «Моя семья», выставка.
Ход занятия:
- Ребята, я предлагаю вам немного роиграть с пальчиками. (Воспитатель изображает пальцами птичку, зайчика, петушка. Дети подражают воспитателю).
- Послушайте внимательно стихотворение, но не простое в нём есть загадка:
Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся,
Если вскапываешь грядку –
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбой
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять да пять»,
Угадайте, как их звать. (Пальцы)
- А как вы догадались, что это пальцы? (Ответы детей)
- Что же за теплушки, в которые они прячутся? (Перчатки, варежки, карманы).
- Ребята, а вы любите играть с пальчиками? Давайте поиграем в игру, которая называется «Моя семья».
(Воспитатель разгибает из кулачка пальцы и сопровождает движение текстом).
«Этот пальчики – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья».
Дети подражают воспитателю.
- О чём же эта игра? (О семье).
- У меня есть вот такая ладошка и «шапочки», обозначающие членов семьи (демонстрирует силуэт).Давайте найдём на ладошке самый маленький палец – мизинец. (Дети показывают и называют).
- А в нашей семье кто самый маленький? Как вас ласково называют в семье? (дети высказываются).
- Давайте найдём на подносе шапочку, обозначающую ребёнка, и наденем её на мизинец ладошки –силуэта.
Послушайте стихотворение:
«Мы с мамой делали котлеты,
А за окошком дождик шёл.
Мы с мамой думали при этом,
Как вместе быть нам хорошо!»
- О ком я вам прочитала? (о маме).
- Почему девочке было хорошо с мамой? (Им было хорошо с мамой, потому что они были вместе).
- Расскажите, какая у вас мама? (дети высказываются).
- А как вы помогаете маме? (Ответы детей).
- Давайте найдём шапочку, на котором изображена мама, и наденем её на следующий – безымянный палец. (Дети надевают шапочку).
- Хотите узнать, о ком следующее стихотворение?
«Не терпит мой папа безделья и скуки.
У папы умелые, сильные руки.
И, если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь».
- Что можно сказать про такого папу? (Он сильный, смелый, деловой, всегда готов помочь).
- Какие ласковые слова вы хотели бы сказать о своём папе? (Дети поизносят ласковые слова, находят шапочку, обозначающую папу, надевают на средний палец).
- Давайте поиграем нашими ладошками. (Читает стихотворение и сопровождает его жестами и движениями. Дети подражат).
«Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки!
(Хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони
Все в морщинках собраны.
(Показывают руки ладонями вверх)
А у бабушки ладони
Добрые-предобрые.
(Поглаживают ладони друг о друга)
Все работали ладони
Долгими годами.
(Постукивают кулачком ладони)
Пахнут добрые ладони
Щами с пирогами.
(подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони.
(Имитируют поглаживание)
И с любой печалью сладят
Тёплые ладони.
(Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них)
Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки!»
(Хлопают в ладоши)
- Что же умеет делать бабушка? (Печь пироги, , вязать, шить, петь и т.д.)
- Что вы любите делать вместе со своей бабушкой? (Ответы детей)
- Давайте похвалим свою бабушку: «Моя бабушка самая…!» (Дети произносят слова о бабушке, надевают соответствующую шапочку на указательный палец ладошки – силуэта).
- Ребята, у нас остался один пальчик – большой. Кто же это? (Дедушка)
- Правильно, дедушка. Послушайте стихотворение
У меня есть дедушка,
Как зима, седой,
У меня есть дедушка
С белой бородой.
Мне на все мой дедушка
Может дать ответ.
И не стар мой дедушка,
Хоть ему сто лет!»
- Кто хочет рассказать о своём дедушке? Как дедушка заботиться о вас? (дети рассказывают, надевают последнюю шапочку)
-Друзья мои! Посмотрите, у нас с вами получилась большая дружная семья на нашей ладошке. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу. У каждой семьи есть свой дом, в котором: тепло и уютно. Давайте мы с вами тоже нарисуем и разукрасим дом для своей семьи. Перед вами лежат цветные карандаши и бумага. Начнём работу! (Дети выполняют работу).
- Друзья мои! Я очень рада, что ваши «семейки» дружно трудились, пальчики помогали друг другу и домики получились нарядные!