Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 16 «Вдохновение»
Конспект «Речевые и неречевые звуки»
Составитель:
Пыркова Н.Б.
г. Юрга
2022 год
Цель: знакомство детей с понятием «звук», научить различать речевые и неречевые звуки.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Формировать понятия «звук», умения различать речевые и неречевые звуки (музыкальные, бытовые шумы).
Подготовить артикуляционный аппарат к правильному произношению речевых звуков.
Формировать правильное произношение речевых звуков.
Формировать слуховое внимание и восприятие.
Формировать правильное речевое дыхание.
Коррекционно-развивающие:
Развивать общую, артикуляционную и пальчиковую моторики.
Развивать операции звукового анализа и синтеза.
Развивать модуляцию голоса.
Развивать координацию движений, пространственной ориентации.
Развивать воображение.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать умение делать выводы.
Воспитывать умение слышать и слушать.
Воспитывать умение грамотно отвечать на вопросы.
Оборудование: коробка с предметами, производящими музыкальные и бытовые звуки; наглядное пособие «Рот – домик звуков»; вата для формирования речевого дыхания.
I.Огр. момент.
Логопед: Здравствуйте ребята!
Сегодня вы узнаете, что такое звук. И у нас будут разные помощники. Вот эту коробку нам прислали герои мультфильма «Бременские музыканты». Они попросили отгадать, какие предметы лежат в коробках, но отгадать только по звуку (Дети закрывают глаза, отгадывают предметы. Звучат: погремушка, шелест бумаги, шуршание пакета, колокольчик, свисток, ключи, бубен, чашка с ложкой).
Л: Что могут издавать предметы, которые находятся вокруг нас? Правильно они издают разные звуки.
Формирование слухового восприятия. Звукоподражание.
Л: Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой музыкальный инструмент или бытовой предмет звучал. А чем мы слушаем?
Д: Ушами.
Л: Уши – это важный орган нашего тела. Что не надо делать, чтобы сохранить слух и не причинить ему вреда? Можно ли кричать друг другу на ухо на близком расстоянии? Можно ли класть в уши мелкие предметы? Можно ли простужать уши?
Д: Нельзя. Нужно беречь уши, закрывать уши в холодную погоду.
Л: Чтобы хорошо различать звуки, нужно иметь хороший слух.
Но звуки могут издавать не только предметы, но и живые существа. Например, звери и птицы.
Игра «Отгадай, кто как подаёт голос?»
Л: Сейчас вы попробуете подражать звукам, которые издают звери, птицы или предметы. Послушайте стихотворение и дополните его.
Где-то собаки рычали. Д: Р-р-ррр.
В стойле коровы мычали. – М-м-муууу.
В комнате мухи жужжали. – Ж- ж -жж.
Мимо машины бежали. – Др-др-др.
Гудели от ветра все провода. – В-в-в-в.
Капала в кухне из крана вода. – Кап-кап-кап.
Перекликались в ночи поезда. – Чух -чух-чух. Ту-ту-ту.
-А теперь я буду поочередно передавать мяч и называть животное. А вы возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает, ворона каркает, кошка мяукает.
II. Введение в тему.
Л: Все эти разные звуки – музыкальные, бытовые, звуки животных или птиц не похожи на речь человека. Поэтому эти звуки называются неречевые. Говорить умеет только человек. И все звуки, которые мы с вами произносим, даже изображая предметы или животных, называются речевые звуки.
Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки?
Д: Чтобы произносить звуки, нам нужен рот.
Знакомство с органами артикуляции.
Л: Рот – это домик звуков (демонстрация картинки). В домике этом – Красные двери, Рядом с дверями – Белые звери. Красные двери это что? А что такое белые звери? Д: Это губы и зубы. Л: И ещё один орган нужен для правильного произношения звуков. Отгадайте, о чём идёт речь.
Итак, правильно произносить звуки речи нам помогают губы, зубы и язык.
А еще что? Скажите [с], подставьте ладошку. Что чувствуете? (мы чувствуем ветерок). Воздух выходит из наших легких, они нам помогают говорить. А теперь скажите [з], руку положите на горло. Что чувствуете? (горло вибрирует). Это наши голосовые связки так работают. Без них мы не сможем говорить. А что еще нам помогает говорить? Перед тем, как что то сказать, что нужно что сделать? (подумать). Значит, нам еще помогает мозг.
А с помощью чего мы слышим? (слух).
Давайте теперь повторим все, что мы сказали. Что нам помогает говорить? (губы, зубы, язык, мозг, слух, легкие).
Дыхательная гимнастика «Бегемотики».
Л: Чтобы научиться красиво и правильно произносить звуки, надо научиться правильно дышать.
Сели бегемотики, Дети садятся на стулья.
Положили лапки на животики. Кладут руки на живот.
То животик поднимается, Делают длительный вдох носом.
То животик опускается. Делают выдох ртом.
Артикуляционная гимнастика.
Л: Сделаем зарядку для язычка и губ. Одно из упражнений называется «Бегемотик».
Рот нужно открыть как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть.
Широко раскроем ротик, как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя – До пяти считаю я. А потом закроем рот, отдыхает бегемот. (Повторить 3 – 4 раза).
Упражнения «Заборчик», «Хоботок», поочерёдно «Заборчик» – «Хоботок», «Накажем непослушный язычок».
Улыбнитесь так, чтобы было видно верхние и нижние зубы. Зубы стоят друг на друге, как заборчик.
Вытяните сомкнутые губы вперед трубочкой.
«Заборчик» – «Хоботок» → чередование.
«Окошко» → удерживаем под счёт до пяти.
Рот широко откройте, язык спокойно лежит в ротовой полости.
Улыбнитесь. Приоткройте рот. Положите широкий язык на нижнюю губу.
Улыбнитесь, закусите язык зубами. «Протаскивайте» язык между зубами вперед – назад, как бы «причесывая» его.
Физкультминутка
С музыкальными инструментами: если звучат колокольчик, то хлопаете в ладоши, если звучит бубен, то топаете ногами.
Развитие речевого дыхания.
Л: Для правильного произношения звуков важно не только разминать язык гимнастикой, но и уметь правильно дышать.
Упражнение «Фокус» (раздать ватные шарики).
Л: Положите ватный шарик на ладонь. Откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу, в таком положении сдуйте ватку с ладони.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Л: Кроме гимнастики для губ и языка, нужно разминать пальчики рук. «В кулачок»: поочерёдно собирать пальцы в кулак, начиная с мизинца. Делать так сначала правой, потом левой рукой, затем обеими руками.
«Коза» – «Корова» (поочерёдно):
«Коза»: выпрямить вверх указательный и средний пальцы, а кончики остальных пальцев соединить вместе. «Мме- е!»
«Корова»: выпрямить вверх указательный палец и мизинец, а кончики остальных пальцев соединить вместе. «Мму-у!»
Чередовать «Коза» – «Корова» сперва правой, потом левой рукой.
Игра «Какой звук?»
Логопед произносит разные речевые звуки и издает разные неречевые звуки
(режет бумагу, мнет бумагу, звонит в колокольчик, хлопает в ладоши, стучит
ногами). Дети с закрытыми глазами отвечают: речевой или неречевой звук
они услышали.
III. Рефлексия.
Л: Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили?
Д: О звуках разных предметов и звуках, которые произносит человек.
Л: Эти звуки называются речевые и неречевые звуки. Вам понравилось занятие? Занятие закончено.