СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по окружающему миру.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по окружающему миру»

Конспект занятия



По ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе



Тема: «Путешествие капельки»



Цели:



*Формировать представления о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.



*Воспитывать бережное отношение к природе.



Материал:



Игровой персонаж – Капитошка , таз с водой , прозрачные стаканчики для воды, картина, изображающая круговорот воды в природе, белая плотная бумага, ножницы, цветные карандаши, спиртовка, штатив, колба, стекло.



Модели:



«Маленькие человечки», правила бережного отношения к воде.



Предварительная работа:



Наблюдение за облаками, дождем, состоянием природы после дождя. Чтение художественных произведений о воде. Прослушивание музыкальных произведений: А.Филиппенко «Дождик», А.Александрова «Дождик накрапывает», Н.Кувшинникова «Гроза». Дидактическая игра «Путешествие капельки».



Перед занятием следует обильно опрыскать комнатные растения в группе, чтобы на листьях были видны капельки воды.





Ход занятия



На листке фикуса лежат вырезанные из бумаги капельки воды. Педагог подходит к растению и предлагает детям посмотреть, что это такое. Осторожно встряхивает лист, и ему на руку падают капельки.

Педагог: Дети, кто это?



Дети: Капелька.



Педагог: А как тебя зовут, капелька?



Капелька: Меня зовут Капитошка.



Педагог: Что ты здесь делаешь, Капитошка?



Капитошка: Я пришла в гости к своим сестричкам капелькам, которые живут у вас в детском саду.



Педагог: Дети, покажите Капитошке, где живут ее сестрички – капельки. ( Дети водят Капитошку и показывают те места в группе, где есть вода.)



Капитошка: Спасибо, дети, я порадовалась за своих сестричек, что им у вас живется хорошо. Теперь я приглашаю вас всех в путешествие. Но посмотрите на меня, какая я маленькая, а вы большие. Что же делать?



Дети: Нужно стать такими же, как капелька,- маленькими.



Педагог: А как нам это сделать?



Дети: Вспомнить волшебные слова превращения.



Педагог: (вместе с детьми закрывает глаза и произносит считалку – загадку).







Без меня не будет моря,



Океана и реки,



Даже лужицы, в которой



Бултыхаются щенки.



Раз и два…



Стала капелькой сама.





Капитошка (обращаясь к детям). Вот и вы стали же такими же, как я, и наше путешествие начинается. (Подводит детей к картине, на которой изображен круговорот воды в природе). Представьте себе, что мы пришли на берег водоема и … дружно прыгнули в воду. А вода, оказывается, состоит из множества таких же капелек, как я. (Вносит тазик с водой).



Дети вместе с Капитошкой рассматривают, как вода переливается, какая она прозрачная, взяв в ладони, смотрят, как протекает сквозь пальцы.



Капитошка:



Тысячи капель за ручки взялись,



За ручки взялись, на носки поднялись.



И побежали…



Сможешь догнать их?



…Едва ли.



Педагог: Дети, давайте покажем Капитошке, как мы умеем моделировать воду из «маленьких человечков».



Дети самостоятельно моделируют воду на ковре, на полу. Затем становятся в круг и показывают модель, представив себя «человечками».





Физкультминутка: Проводится подвижная игра «Ручеек».





Капитошка: Вот так и мы с сестричками – капельками играем, резвимся, но солнце светит ярко, пригревает, и мои сестрички по одной начинают отделяться и подниматься в воду. Теперь капельки легки, они летят все выше, выше…(показывает на картине).



Педагог: Дети, давайте посмотрим, как это происходит на самом деле – проведем опыт.



Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты опыта: штатив, спиртовка, колба с водой. Педагог проводит опыт по превращению воды в пар, объясняя при этом, что пар – это газообразное состояние воды. Предлагает детям описать пар, какой он на цвет, запах, что происходит в колбе, где образуется пар.



Педагог: Давайте покажем Капитошке, как можно смоделировать пар с помощью «маленьких человечков».



Дети проводят моделирование на ковре, затем представляют себя в роли «человечков».



Капитошка: Молодцы, ребята. А знаете ли вы, что, когда капельки поднимаются вверх, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой теплый, как мы дышим, а намного холоднее, и капельки собираются вместе снова. Так получаются облака. Вам их нередко приходится наблюдать.



Педагог: Наши дети знают про облака загадки и стихи и сейчас расскажут их тебе.



Загадки



Белая вата плывет куда-то.



Чем вата ниже, тем дождик ближе.



Белый – белый пароход над деревьями плывет.



Если станет синим, разразится ливнем.



Кто плывет по небосводу



В черной шапке до бровей?



Кто по небу носит воду?



Подскажите поскорей.



Капитошка:



В морях и реках обитает,



Но часто по небу летает.



А как наскучит ей летать-



На землю падает опять.



А кто знает, о чем эта загадка?



Дети: О воде.



Педагог: Давайте проведем опыт, чтобы подтвердить, что загадка составлена правильно.



Дети вновь рассаживаются вокруг стола, где проводили опыт по превращению воды в пар. Повторяется первая часть опыта: нагревается в колбе вода, доводится до кипения, дети наблюдают пар, затем в небольшом отдалении от горлышка колбы подносится прозрачное стекло. Наблюдается запотевание стекла (облако), затем стекло убирается от горлышка колбы, и дети наблюдают, как остывает стекло и капают капли (дождь).



Капитошка: Посмотрите на картину. Вы видите, что облака стали темными, тяжелыми и из них пошел дождь. А дождь – это маленькие капельки воды. Упали капли воды на землю – напоили растения, вымыли листья и дорожки, наполнили реки и озера водой. Понесли реки свои воды в море, и снова встретились капельки-сестрички. Дети, а вы любите дождь? Любите ли моих сестричек-капелек?



Дети: Да. Дети читают стихи про дождь. А. Барто «Дождь», А.Фет «Дождик», В.Маяковский « Тучкины штучки».



Капитошка: Молодцы ребята. Вы очень порадовали меня. Грустно расставаться с вами, но меня ждут мои сестрички.



Дети предлагают на память Капитошке нарисовать те капельки, которые остались с ними в детском саду.



Педагог: Дети, вспомните игру « Путешествие капельки» (ранее дети играли в эту игру). В какое же путешествие мы отправлялись?



Дети: Из водоема до нашей чашки.



Педагог: Правильно, мы путешествовали очень долго, и путь наш был опасен. Раскладывает на столе панно игры, просит вспомнить путь капельки. Подумайте и скажите, а надо ли беречь воду? Почему? А что случится, если пропадет вода? Как нужно беречь воду?



Дети отвечают на вопросы. Педагог вносит модели охраны воды, обсуждает вместе с детьми. Предлагает детям вырезать из бумаги синего цвета капельки, и при помощи скотча закрепить их в тех местах группы, где мы встречаем воду. Обращает внимание на то, что вокруг стало много синего цвета.



Капитошка: вот и закончилось наше путешествие, но я рада, что очень много изображений капельки будут напоминать вам обо мне. До свидания.