Муниципальное автономное образовательное учреждение «Школа 5 «Перспектива»
Урок русского языка в 3 классе на тему:
«Части речи»
УМК «Школа России»
Учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык в 2-х частях;
Рабочая тетрадь В.П.Канакина Русский язык.
Выполнила:
Захарова Мария Викторовна
Цель: формировать умение различать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, частица, союз.
Планируемые результаты:
Предметные: обобщение знаний о частях речи; учить распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения. использовать в своей речи специальную терминологию.
Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации: наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя новое, удивительное в привычном и обычном, развитие интереса к предмету.
Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.
Регулятивные: умение ставить учебную задачу с помощью учителя; планирование своей деятельности, внесение корректировки в свои действия.
Коммуникативные: развитие умения сотрудничества с учителем и одноклассниками, оценивание действий партнёров по работе; работа в группах.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, ноутбуки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети,
Обо всем хотят знать на свете.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать , читать и писать!
- Откройте, пожалуйста, свои тетради, приготовим их к работе. Запишите сегодняшнее число. Слова “Классная работа”.
IIАктуализация знаний.
1)Орфографическая минутка.
- Вспомните, ребята, что такое орфограмма. ( Это написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу). Какие орфограммы вы знаете? ( ответы детей)
Посмотрите на слова и определите, какую орфограмму мы будем повторять? Коллективная работа.
Сапо..ки, берё..ка, ло..кий, доро..ка, жира.., пиро.., ло..ка.
Вставьте пропущенную букву. Подбор проверочного слова.
- Какая это орфограмма? Как проверить парный согласный? ( ответы детей). Запись у доски с проверочным словом.
2)Индивидуальная работа. ( в это же время)
( 4 ученика работают на ноутбуках)Программа « Отличник».Вид упражнения: «Парные согласные в слабой позиции».
3) Работа в парах. (задание на карточках)
- Расположите строки стихотворения в такой последовательности, чтобы получился связный рассказ, прочитайте.
«Да здравствует милая Африка!»
Всё ближе и ближе по воздуху мчится.
На птице, глядите, сидит Айболит
Но вот, поглядите, какая-то птица
И шляпою машет и громко кричит
Ответ:
Но вот, поглядите, какая-то птица
Всё ближе и ближе по воздуху мчится.
На птице, глядите, сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит
«Да здравствует милая Африка!»
- Из какого произведения эти строки? («Айболит»)
- Кто автор этого произведения? (К.Чуковский)
III. Определение темы урока.
- Прочитайте слова.
мороз, узоры, снеговик, наступила, ребятишки
веселый, звонкий, белоснежное, покрывало, долгожданная
припорошила, зима, нарядила, заморозила, катаются
- Найдите «лишнее» слово в каждой строчке. Почему они «лишние»? (они отвечают на другой вопрос)
Ответ:
мороз, узоры, снеговик, наступила, ребятишки
веселый, звонкий, белоснежное, покрывало, долгожданная
припорошила, зима, нарядила, заморозила, катаются
- Расставьте слова по своим местам.
Ответ:
мороз, узоры, снеговик, зима, ребятишки, покрывало
веселый, звонкий, белоснежное, долгожданная
припорошила, наступила, нарядила, заморозила, катаются
- На какие вопросы отвечают слова каждой из групп?
- Кто помнит, как называются части речи, к которым вы отнесли эти слова? (имя существительное, имя прилагательное, глагол)
- Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (о частях речи)
- Правильно, тема нашего сегодняшнего урока: «Части речи».
– Слово – самая удивительная вещь на свете. Попробуйте представить себе, что было бы, если бы не было речи. Не было бы общения между людьми, не существовали бы письмо и печать, не было бы мысли, не было бы человека. Сегодня на уроке мы с вами будем работать с этой удивительной вещью – речью и попробуем понять, по каким же признакам слова в нашей речи разделяются по группам
Орфографическая минутка.
- Запишите, пожалуйста, слова в тетрадях:
ребята из 1 ряда – имена существительные;
ребята из 2 ряда - имена прилагательные;
ребята из 3 ряда – глаголы.
- Ребята, какие орфографические правила мы повторили, выполнив это упражнение?
IV. Работа по теме урока.
Создание проблемной ситуации.
Составьте текст, используя слова только своей части речи.
- Можно ли составить текст, используя только слова своей части речи? Почему?
- Что обозначают имена существительные? (они называют предметы)
- На какие вопросы они отвечают? ( Кто? Что?)
- Что обозначают имена прилагательные? (они обозначают признак предмета)
- На какие вопросы отвечают? (Какой? Какая? Какое? Какие?)
- Как вы думаете, для чего нужны имена прилагательные в нашей речи? (они уточняют смысл слов, они украшают нашу речь, делают ее богатой)
- Что обозначают глаголы? (действие предмета)
- На какие вопросы отвечают? ( Что делать? Что сделать?)
- Рассмотрите таблицу в учебнике на с.53.
- Какие ещё части речи мы не назвали? (местоимение)
- Прочитайте стихотворение в упражнении 90 на с.54 учебника.
- Найдите фразеологизм. (Осень на носу)
- Как вы понимаете значение этого фразеологизма.
- Спишите стихотворение в тетрадь.
V.Физкультминутка.
https://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs&t=0s&list=PLb_v9wkxsViXInlcN6bo833yZMRGN-Y-M&index=29
1)Закрепление изученного.Игра « Помоги Незнайке собрать правило». Работа в группах.
- Ребята, Незнайка узнал, что мы изучаем тему « Части речи». В сказочной школе они тоже изучают эту тему. Он составил правила, но так спешил к нам на урок, что рассыпал их все. Давайте, поможем ему их снова собрать.
( Группам раздаются части правил. Каждая группа собирает своё правило.) Выступление каждой группы.
2)Самостоятельная работа с ученическими ноутбуками.
Работа по « Электронному приложению к учебнику «Русский язык 3 класс» В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого.
А) Игра « Найди место».Установить соответствие между словом и вопросом, на который оно отвечает.
Б) Игра «Распредели слова по корзинам».
В) Игра « Найди лишнее слово».
VI.Рефлексия.
- Какое задание Вам понравилось больше всего?
- Какое задание вызвало у вас затруднения?
- Кому потребовалась помощь учителя и товарищей?
Перед вами смайлики настроения.
Поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению и степени понимания сегодняшнего материала.
VII.Подведение итогов урока.
- Какие части речи мы сегодня учились распознавать?
VIII.Домашнее задание.
Учебник с.54 упражнение 92.