Вводная часть | 5 мин | - Ребята, внимание! Подходим ко мне и встаем полукругом. - Отгадайте загадку: Постарайся, угадай, Что это за край: Все кругом белым-бело Снегом белым замело. Валит снег из низкой тучи, День и ночь мороз трескучий. Ветра свист, метелей вой Край холодный, ледяной. - Что это, ребята? - Верно. Что вы знаете об Арктике? - Были ли вы когда-нибудь в Арктике? - Знаете ли вы, почему происходит полярное сияние? Знаете ли, как живут люди в Арктике? Можете назвать животных Арктики? - Сегодня мы с вами отправимся в невероятное путешествие в Арктику, узнаем много нового о ней. - Как вы думаете, что мы узнаем на экскурсии? - Сейчас мы с вами отправимся в огромный купол, который переместит нас в Арктику. При входе в купол смотрим под ноги и аккуратно перешагиваем порог купола. Заходим быстро, не толкаемся, соблюдаем дистанцию. Как только вы вошли в купол, занимаете место. Если у кого-либо во время экскурсии появятся неприятные ощущения, сразу говорите об этом мне. В куполе находятся пледы. Если кому-то станет прохладно, укройтесь пледом. Из купола выходите тоже быстро, смотря под ноги и не толкая друг друга. - Встали по парам. Проходим в купол. Заходим быстро, смотрим под ноги (контролирует, чтобы дети соблюдали дистанцию). Не стоим в проходе, занимаем места в куполе. | - Арктика. Называют. - Нет. (Затруднения) - Узнаем, почему происходит полярное сияние, какая погода в Арктике, как люди живут в Арктике, какие животные обитают в Арктике. | Кирилл, встань красиво. Илья, проходи быстрее и занимай место. Никита, соблюдай дистанцию. | Контроль за входом и размещением детей |
Основная часть | 20 мин | - Итак, ребята, я вижу, вы все заняли места. Напоминаю, что во время экскурсии вы не разговариваете, не мешаете вашим товарищам узнавать много интересного об Арктике. Если у вас появятся неприятные ощущения, подходите тихо к (имя и отчество помощника воспитателя) и сообщаете об этом. Если кому-то станет прохладно, накройтесь пледами. - Внимательно смотрите и слушайте, старайтесь запомнить информацию, о которой расскажет экскурсовод. Начнем наше путешествие. - Арктика – территория Северного Ледовитого океана. Арктос («медведь») — так древние греки называли созвездие Большой Медведицы. Землю вокруг Северного полюса, расположенную под этим созвездием, назвали Арктика. Арктика знаменита своим полярным сиянием – огромными разноцветными полосами на небе. Полярное сияние внезапно появляется и внезапно исчезает. Оно может продолжаться от нескольких минут и до нескольких суток. Причина его возникновения – смешивание частичек Солнца с атмосферой Земли. Арктика – самое холодное место во всем мире. Здесь очень часто идет снег, бывают такие снежные бури, что вообще ничего не видно. Поверхность океана и земли практически всегда покрыта льдом и снегом. Вода в океане очень холодная. Животные Арктики приспособлены к ледяной воде. У них толстая кожа и водоотталкивающий плотный мех, поэтому мороз им не страшен. Человек в Арктике неразрывен с природой. Люди живут по соседству с белыми медведями, занимаются рыболовством. Мы видим, как рыбаки заготавливают рыбу для еды, готовят ее на костре и употребляют в пищу. Так как в Арктике невозможно построить такие дороги и использовать транспорт, как у нас, люди передвигаются на собачьих упряжках. Вот мы видим, как собаки побежали не в ту сторону и каюр – а именно так называют человека, который управляет упряжкой – ловко направил их в нужную сторону. Толщина льда Арктики настолько большая, что по ней можно свободно передвигаться. Арктику также населяют и животные. Главным и всеми известным представителем Арктики является белый медведь. Именно его мы можем сейчас с вами наблюдать. Белым он назван в честь цвета своего меха. Белые медведи – самые крупные хищники на нашей планете. Белая окраска позволяет владыке Арктики маскироваться во время охоты. В отличие от своих собратьев, бурых медведей, белые медведи практически никогда не впадают в зимнюю спячку. Белый медведь является объектом наблюдения ученых. Чтобы понаблюдать за медведем, люди создали камеры, которые замаскировали под льдины. Так медведи не пугаются, и у ученых есть возможность изучить их жизнь в естественных условиях. Белые медведи могут даже поиграть с камерой. Будущие мамы-медведицы заранее строят себе уютную берлогу, где появляются на свет медвежата. Они питаются молоком. Белый медведь занесен в Красную книгу. Белая шкура полярных медведей с давних времен привлекала внимание людей, и неумеренная охота привела к резкому сокращению их численности. Сейчас действует полный запрет охоты на него на территории Русского Севера. Также в Арктике обитает чайка-бургомистр, которая является одной из самых крупных птиц Арктики; морж, которого можно узнать по огромным бивням и ластам; знаменитый северный олень или олень карибу, его мы можем узнать по огромным ветвистым рогам. - Просмотрите эпизод самостоятельно, поразмышляйте, вспомните, что мы уже просмотрели. - Итак, ребята, встаем, складываем пледы, кладем их на место. Встаем по парам. После выхода из купола сразу садимся на стульчики, в проходе не стоим и не мешаем выходить другим. Напоминаю, что выходим быстро из купола, смотрим под ноги и соблюдаем дистанцию (контролирует, чтобы дети соблюдали дистанцию). | Смотрят фильм и слушают. Смотрят эпизод фильма самостоятельно. Выходят из купола и садятся на стульчики. | Игорь, не разговаривай. Марта, выходи быстрее, смотри под ноги. Соня, соблюдай дистанцию, подожди, пока Миша выйдет из купола. | Контроль за соблюдением дисциплины Речевое сопровождение видеофильма Контроль за выходом детей из купола планетария |
- Итак, ребята, мы с вами долго не двигались во время просмотра фильма, поэтому встаем, расходимся на вытянутые руки и повторяем движения за мной. Здесь всюду холод, лед и тень Полгода – ночь, Полгода – день. Из льда здесь люди строят дом, И океан покрыт весь льдом. Зверей ты здесь почти не встретишь. И птиц ты в небе не заметишь. Лишь мишка белый, словно иней, Хозяин ледяной пустыни. | Встают на физкультминутку. Обнимают себя за плечи Закрывают глаза ладонями Выпрямляются, поднимают руки вверх Соединяют руки над головой – «крыша» Разводят руки в стороны Прыжки на месте Махи вытянутыми руками Шаг на месте Выпрямляются, руки на поясе | Витя, прыгай активнее. Игорь, выполняй физкультминутку со всеми. | Контроль за выполнением физкультминутки, совместное выполнение с детьми |
- А теперь, ребята, нарисуйте глазами белого мишку. А сейчас быстро моргаем, пока я считаю до десяти. - Присаживайтесь на стульчики. | Выполняют гимнастику для глаз. Присаживаются на стульчики. | Ксюша, моргай вместе со всеми. | Контроль за выполнением гимнастики для глаз |
- А сейчас мы с вами поиграем. Я называю утверждение об Арктике и бросаю по очереди вам мяч. Если оно верное – мяч ловите и бросаете мне обратно. Если утверждение неверное – ловите мяч, говорите, что утверждение неверное, отдаете мяч соседу, сосед исправляет утверждение и бросает мне мяч обратно. Начнем игру. В Арктике живет белый медведь. Арктика – самое холодное место на планете. Практически круглый год Арктика покрыта травой. Каюр – человек, который кормит северных оленей. Чаще всего в Арктике передвигаются на собачьей упряжке. Чайка-бургомистр имеет черный окрас. Полярное сияние появляется в один и тот же день каждый год. Белый медведь практически никогда не впадает в спячку. Причина полярного сияния – смешивание частичек Солнца с атмосферой Земли. За белым медведем наблюдают ученые. Чтобы наблюдать за медведем, ученые живут вместе с ними. Белый медведь – не является исчезающим видом. Морж никогда не обитал в Арктике. Северного оленя можно узнать по белому окрасу. - Молодцы, ребята! | - Верно. - Верно. - Практически круглый год Арктика покрыта льдом и снегом. - Каюр – человек, который управляет собачьей упряжкой. - Верно. - Чайка-бургомистр бело-серого цвета. - Полярное сияние внезапно появляется. - Верно. - Верно. - Верно. - Чтобы наблюдать за медведем, ученые создали камеры, похожие на льдины. - Белый медведь – является исчезающим видом и занесен в Красную книгу. - Морж – обитатель Арктики. - Северного оленя можно узнать по большим ветвистым рогам. | Миша, если утверждение неверное, передай мяч соседу. Аля, вспомни кадры из фильма и подумай еще. | Контроль за правильностью ответов |
Заключительная часть | 5 мин | - Итак, какое путешествие у нас сегодня было? - Напомните, для чего мы с вами отправились в путешествие? - Что вам больше всего запомнилось? - Какие факты об Арктике вас удивили больше всего? - Ребята, сегодня вы узнали много нового. Вы можете поделиться тем, что узнали на занятии со своей семьей, друзьями. Спасибо за активную работу. Занятие окончено. | - Мы посетили Арктику. - Чтобы больше узнать об Арктике. Называют. Называют. | Аня, молодец, ты запомнила много фактов об Арктике. | |