КОНСПЕКТ
по речевому развитию
«Любимые игрушки»
Цель: формирование познавательной активности воспитанников младшего возраста по произведениям А.Барто.
Задачи:
Образовательные:
при описании игрушки, учить определять объект, последовательно описывать части, свойства: цвет, форма, величина, качества, действия с ним, в конце высказывать оценочное суждение.
закрепить с детьми правила поведения при игре с игрушками.
Развивающие:
развивать речь, мышление, воображение, наблюдательность, зрительную память;
расширять словарный запас.
Воспитательные:
воспитывать заботливое отношение к игрушкам, желание убирать их на место.
Предварительная работа: беседы с детьми; чтение и разучивание стихотворений: разгадывание загадок: сюжетно - ролевые игры «Магазин игрушек», «Детский сад».
Материалы и оборудование: магнитофон, контейнер с водой, камушки, разноцветные мячи, игрушки: зайчик, мяч, машинка, мешок.
Воспитатель: Подойди ко мне, дружок.
Соберемся все в кружок.
Мы за руки все возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Здравствуй, друг. Здравствуй, друг.
Здравствуй, весь наш дружный круг!
Дети садятся на стульчики. .
Воспитатель: Взгляните какой интересный мешочек у меня в руках, он не простой, а волшебный. А что там лежит, мы узнаем отгадав загадки.
Воспитатель: Его пинают, а он не плачет, его бросают назад скачет. Что это?
Дети: Мячик!
Воспитатель: Посмотрите, вот мяч, какой он красивый. Какого он цвета?
Дети: Зеленого цвета.
Воспитатель: Какой по форме?
Дети: Он – круглый.
Воспитатель: Большой или маленький?
Дети: Он – большой.
Воспитатель: А стихотворение про мячик знаете?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте прочитаем его?
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Воспитатель: Ой, какие вы молодцы, очень хорошо прочитали стихотворение.
Воспитатель: Как вы думаете, может мячик утонуть в воде.
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите мячики и осторожно пустите в воду, что делает мяч? Плавает или тонет.
Дети: Плавает.
Воспитатель: Правильно. Мяч не утонул, он плавает в воде. Почему он плавает?
Дети: Он легкий.
Воспитатель: Правильно. Мячик пластмассовый, а внутри воздух, поэтому он очень легкий. Поэтому он не тонет, а плавает.
Воспитатель: В кармане у меня еще камушки лежат?
Воспитатель дает потрогать детям.
Воспитатель: Потрогайте, какие они?
Дети: Они гладкие, тяжелые.
Воспитатель: Как вы думаете, они утонут?
Дети должны сами сказать.
Дети подходят к контейнеру с водой, опускают в воду камешки, и наблюдают, что произошло с ними.
Воспитатель: Что произошло с камнями?
Дети: Утонули.
Воспитатель: Почему они утонули?
Дети: Камушки тяжелые вот и утонули, и у них внутри нет воздуха как у мячика.
Воспитатель: Правильно, камешки утонули, потому что они тяжелые, а мячик плавает, не тонет, потому что он легкий.
Воспитатель: Давайте мы сейчас отдохнем и попрыгаем!
Физкульминутка "Мячики".
Девочки и мальчики прыгают, как мячики(после слов выполняют прыжки под музыку),
Ручками хлопают(хлопки три раза),
Ножками топают(топают три раза),
Глазками моргают(ритмичное зажмуривание глаз),
Головою кивают,Вместе отдыхают
(приседают, руки свободные).
Дети садятся на свои стульчики.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. Слушаем следующую загадку:
Комочек пуха, длинное ухо.
Прыгает ловко, грызет морковку!
Воспитатель: Что это за игрушка?
Дети: Зайка!
Воспитатель: Посмотрите, какой он красивый. Какие ушки у зайчика?
Дети: У зайчика длинные ушки.
Воспитатель: А хвостик?
Дети: Короткий хвостик.
Воспитатель: А теперь прочтем стихотворение про зайку:
Зайку бросила хозяйка
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Воспитатель: Хорошо ли поступила хозяйка с зайкой? Можно ли свои игрушки забывать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Конечно же, нет.
Воспитатель обобщает правила обращения с игрушками.
Воспитатель: Игрушки обижать нельзя. Если у тебя что-то не получается, то не надо сразу пинать и кидать игрушки, можно попросить помощи у взрослых. Если ты поиграл игрушками, то их надо убирать на место, чтобы они не валялись на полу, и на них никто не наступил. Если ты вдруг сломал нечаянно чужую игрушку, нужно попросить прощение и постараться отремонтировать игрушку с помощью мамы или папы. А еще игрушки никогда не отбирают. Если тебе хочется поиграть чужой игрушкой, то надо спросить разрешение у того, чья эта игрушка.
Воспитатель: Послушайте следующую загадку:
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней? (Машина)
Воспитатель: Что есть у машины?
Дети: Колеса, кузов, кабина.
Воспитатель: Давайте вспомним стихотворение про машину и кота.
Ребенок рассказывает стихотворение.
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине.
Кот кататься не привык,
Опрокинул грузовик.
Воспитатель: Как гудит, сигналит машина?
Дети: Би – би - и.
Би – би – и, произносим вместе с детьми, а потом просим произнести 2-3 человека.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Какие игрушки лежали в мешке?
Дети: Машинка, зайка, мячик.
Воспитатель: А как же нужно обращаться с игрушками, чтобы они долго служили и радовали нас?
Дети: Аккуратно, не ломать, не бросать, не забывать на улице, заботиться о них.
Воспитатель: Правильно, ребята. Если вы будете выполнять эти правила, игрушки скажут вам «Спасибо» и надолго останутся с вами.
Воспитатель: Ребята а сейчас игрушки приглашают вас играть.