Конспект занятия «Улицы моего города»
Цель: Развитие у ребёнка чувства Родины, через знакомство со своей улицей, городом.
Задачи:
Расширить знания детей о родном городе – Донецке, как малой Родине.
Дать представление о людях, прославивших город.
Закрепить знания детей о понятии «улица», знание своего адреса и адреса детского сада.
Уточнить знания детей о названиях близлежащих улиц родного микрорайона.
Дать представления о том, почему так названы улицы нашего города, о людях, в честь кого названы улицы.
Уточнить знания детей о значимости чистоты улиц города и о роли человека.
Привлечь внимание детей к данной теме с помощью современных компьютерных технологий.
Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному с противоположным значением.
Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи.
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.
Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Развивать умение логически мыслить, делать выводы, развивать внимание в процессе зрительного поиска, мелкую моторику. Активизировать и стимулировать различные зрительные функции.
Воспитывать любовь к родному городу, улице, дому.
Воспитывать в детях культуру поведения на улицах города, соблюдать чистоту и порядок.
Предварительная работа: чтение литературы по истории города, рассматривание фотографий и альбомов города, его достопримечательностей, заучивание стихотворений о городе; рисование «Мой дом»; слушание песен о Донецке, беседы о домашнем адресе; дидактические игры «Найди два одинаковых дома», «Где твой дом», «Кто где живет»; чтение стихотворений В. Орлова «Утром солнышко встает», В. Степанова «Что мы Родиной зовем?» Агнии Барто «Стихи детям».
Материалы и оборудование: использование иллюстрированных материалов и проецирование их с помощью мультимедийного оборудования: фотографии улиц города, карта, портреты, знаки, презентация «Улицы моего города», мультимедийный проектор, экран.
Ход занятия
(Звучит аудиозапись отрывка мультфильма «Пластилиновая ворона», выполнение кинезиологических упражнений под чтение)
Одну простую сказку,
А может, и не сказку,
А может, не простую
Хочу я рассказать.
Ее я помню с детства,
А может, и не с детства,
А может, и не помню,
Но буду вспоминать.
В одном огромном парке,
А может, и не в парке
А может, в зоопарке
У мамы с папой жил
Один смешной слоненок,
А может, не слоненок,
А может, поросенок,
А может, крокодил.
Упражнение «Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; со словами одновременная смена позиции
«Слон» Наклонить голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «восьмёрку», начиная от центра зрительного поля
Однажды зимним вечером,
А может, летним вечером
Он погулять по парку
Без мамы захотел
И заблудился сразу,
А может, и не сразу,
Уселся на скамеечку
И громко заревел.
Какой-то взрослый аист,
А может, и не аист
А может, и не взрослый,
А очень молодой
Решил помочь слоненку
А может, поросенку
А может, крокодильчику
И взял его с собой.
Вот эта твоя улица?
— Вот эта моя улица,
А может быть, не эта,
А может, не моя.
— Вот это твоя клетка?
— Вот это моя клетка,
А может, и не эта,
Не помню точно я.
вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев.
Упражнение «Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
Упражнение “Яйцо” Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону.
Упражнение «Кочерга»
Приподнятую стопу вывернуть внутрь и по 8 раз качнуть ею вперед и назад. То же другой ногой.
Упражнение «Слон»
Упражнение «Четыре стихии»
опустить руки вниз
вытягивают руки вперед
поднять руки вверх,
опустить руки вниз
вытягивают руки вперед
поднять руки вверх,
поднять руки и кистями потрясти.
Так целый час ходили,
А может, два ходили
От клетки до бассейна
Под солнцем и в пыли,
Но дом, где жил слоненок,
А может, поросенок,
А может, крокодильчик,
В конце концов нашли.
А дома папа с бабушкой,
А может, мама с дедушкой
Сейчас же накормили
Голодного сынка,
Слегка его погладили,
А может, не погладили,
Слегка его пошлепали,
А может, не слегка.
Но с этих пор слоненок
А может, поросенок
А может, крокодильчик
Упражнение «Шагание"
шагать на месте с сопровождением каждого шага взмахом руки.
Например, когда шаг делает левая нога, взмахивает и левая рука, с правой точно так же.
Упражнение «Слон»
Упражнение «Мячик»
Одна рука сжата в кулак, другая лежит ребром ладони на столе. Одновременно менять положение рук.
Упражнение «Слон»
Свой адрес заучил
И помнит очень твердо,
И даже очень твердо.
Я сам его запомнил
Но только позабыл.
Упражнение «Лобно-затылочная коррекция»
ладонь положить на лоб, другую — на затылок
- Ребята, а что такое адрес? (Название улицы, номер дома и квартиры)
- А вы знаете свой адрес? (Дети называют свой адрес)
У каждого дома есть свой номер, по которому легко найти нужный адрес.
- Для чего же нужно знать свой адрес? (Ответы детей)
- Вот и у нашего детского сада тоже есть свой адрес. Послушайте адрес нашего детского сада: город Донецк, проспект Семашко, дом 57.
- Ребята, как называется наш город? (Ответы детей)
- Донецк - самый большой город Донецкой Народной Республики. Чтобы удобнее было в нем работать и жить, город разделен на несколько районов и микрорайонов. Микрорайон - это часть города, как бы маленький город внутри большого города. Микрорайон, где вы живете считается вашей малой родиной. Давайте поговорим о своем микрорайоне. Кто знает, как называется наш микрорайон, где мы с вами живем? (Семашко)
- Вы знаете, почему он так называется? Он называется так по названию главной улицы микрорайона – проспекта Семашко.
- В нашем микрорайоне много улиц и у каждой есть свое название.
- Какие улицы своего микрорайона вы знаете и на которых вы живете? (Ответы детей)
- Любой город, село начинается с улиц. Они, как и люди, имеют свое название. Как вы думаете, зачем улицам дают названия? (Ответы детей)
Правильно, чтобы точно знать местонахождения определенных зданий и чтобы не заблудиться. Чтобы люди знали свой адрес и легко могли найти свой дом.
- Сейчас подойдите к окну и посмотрите на дом, который наклеен на стекло, а теперь на дом, который находится вдалеке (по 10 сек.)
Гимнастика для глаз «Далеко - близко»
- А теперь отгадайте загадку: Мы на этой улице
Знаем каждый дом,
Мы по этой улице
В детский сад идем.
- О какой улице здесь говорится? ( О проспекте Семашко) (находим на карте)
- А вы, ребята, знаете, почему она так называется? Нет? Тогда я вам расскажу: (рассказ сопровождается показом слайдов)
Николай Александрович Семашко — врач, один из организаторов системы здравоохранения в СССР. Академик.
Родился в семье педагога в селе Липецкой области, окончил мужскую гимназию и поступил на медицинский факультет Московского университета. за участие в революционном движении был арестован и сослан в родное село, под полицейский надзор, затем работал врачом в Орловской и Самарской губерниях. Участвовал в подготовке Октябрьского вооруженного восстания в Москве, организовал медицинскую помощь его участникам. После революции под руководством Семашко проводилась работа по борьбе с эпидемиями, заложены основы советского здравоохранения, созданы системы охраны материнства и младенчества, охраны здоровья детей и подростков, он создал Научно-исследовательский институт питания.
- Ребята, а какая улица находится по соседству с нами? (Ответы детей)
- Правильно, Десняка. Олекса Десняк— это украинский советский писатель.
Олекса Десняк родился в крестьянской семье, окончил Черниговский институт социального воспитания. Был главным редактором журнала "Жовтень" во Львове. С первых дней Великой Отечественной войны — военный корреспондент. Погиб в бою во время Великой Отечественной войны. Десняк — автор романов, повестей, очерков и рассказов про героизм советских воинов на фронтах борьбы с фашистами.
- А улица по которой движется много машин, находятся большие дома как называется? Правильно, улица Коммунаров. Коммунарами называли участников Парижской коммуны - пролетарской революции во Франции, - а также членов коммун (так называли группы людей с одними интересами, живущих вместе и пользовавшихся общей собственностью и ресурсами).
- А как называется дорожка, по которой ходят люди? (ответы детей)
- Правильно, тротуары, пешеходные дорожки. По тротуару ходят люди, а по проезжей части движется транспорт. Поэтому ходить по тротуару безопасно, т. к. их делают немного выше проезжей части, чтобы туда не заезжали автомобили.
- А теперь я предлагаю вам послушать шум города, а затем рассказать какие характерные звуки городского шума, дороги вы услышали? Для этого надо сесть удобно, положите руки на колени и закройте глаза.
(Звучит запись с шумами города. Дети открывают глаза и рассказывают, какие звуки они услышали)
- Вы видите, какие разные названия улиц: одни названы фамилиями знаменитых людей, другие – по названию каких-то событий или отличительных черт местности.
Герои, поэты, писатели,
Великие люди, мечтатели...
Вы имя своё нашим улицам дали,
Чтоб в будущем люди вас не забывали.
- А теперь поиграем в Д/и «Скажи наоборот»
Моя улица старая, а моя улица новая
Моя улица узкая, а моя улица широкая
Моя улица ближняя, а моя улица дальняя
Моя улица длинная, а моя улица короткая
Моя улица светлая, а моя улица темная
Моя улица грязная, а моя улица чистая
Моя улица веселая, а моя улица грустная
Моя улица шумная, а моя улица тихая
Моя улица большая, а моя улица маленькая
- Ребята, вам нравиться жить в нашем микрорайоне? Почему? У каждого дома есть свой двор. Что может быть во дворе? (Ответы детей). Чтобы дети могли там играть, во многих дворах построены детские площадки, разбиты газоны, клумбы, посажены деревья и кустарники. Зачем взрослые посадили деревья и цветы? (Ответы детей) А урны для чего? (Ответы детей).
- На площадках есть скамейки. Для чего нужны скамейки? (Ответы детей)
- Сделать все эти постройки было очень трудно, поэтому все надо беречь. Дети – маленькие жители родного города – могут помочь взрослым сделать город красивым. Ребята, как вы можете помочь? (Не сорить, ничего не ломать, беречь все, что нас окружает)
- Послушайте «Сказку про город, который никто не любил» о таких детях.
- Как называется сказка? Почему она так называется? Каким стал город? Кто ему помог в этом? Вы бы хотели жить в таком городе? Почему? (Ответы детей)
Физкультминутка
Это город. Как высок он (взявшись за руки, поднимаем руки вверх)
Сколько крыш и сколько окон (показываем крыши, распахиваем окна)
Город наш такой большой,(руки в стороны)
Он уютный и живой (обнимают себя)
Он сверкает и цветет (руками показываем фонарики)
Город улыбается (улыбаются)
Он нам очень нравится (показываем «класс»)
Викторина «Что такое улица и по каким правилам она живет?» Назовите улицу, на которой вы живете; на которой стоит детский сад? Что есть на улице? (Здания, дорога, тротуар, дворы.)
- Вы утром умываетесь, причесываетесь, одеваетесь. Кто убирает и моет утром улицу? Какие машины помогают человеку убирать мусор, мыть, поливать улицы?
- Ваши мамы следят за тем, чтобы ваша одежда была не только чистой, но и. красивой. Кто следит за красотой зданий, состоянием дорог, тротуаров, дворов? Какие постройки, сооружения есть в вашем дворе? Как он озеленен? Удобно ли в нем играть, гулять? Ремонтируют ли оборудование детской площадки?
- Ваша мама следит за тем, чтобы ваша прическа была аккуратной, красивой, а волосы чистыми. А кто ухаживает за зелеными насаждениями: деревьями, кустарниками, цветами, газоном на улице? Какие работы проводятся весной, летом, осенью, зимой?
- За вашим поведением, поступками следят ваши родители. А кто следит за порядком на улице, во дворе? Кто обеспечивает порядок на дороге? Кто приходит на помощь, если случилась авария?
- В семье и в детском саду вас учат правилам поведения. А какие правила поведения на улице вы знаете?
- Давайте с вами дорогие жители нашего города, придумаем полезные советы для того, чтобы наш город был чистым и красивым нужно:
- не ломать деревья,
- не топтать цветники,
- не сорить, не рисовать на стенах домов и зданий,
- убирать за собой мусор,
- соблюдать правила поведения в природе;
- нужно быть чуткими, внимательными, отзывчивыми, оказывать помощь друг другу, особенно старикам и инвалидам (Показ слайдов)
Мы придумали очень хорошие советы. Надеюсь, что вы их тоже будете выполнять.
Игра “За что я люблю свой город?”
- Ребята, вы любите свой город? Составьте об этом предложения. Свое предложение начинайте так: “Я люблю свой город за то, что … например: он чистый” и «Наш город будет ещё краше, если…».
- И пусть наши слова услышит наш город! Аэробика «Донецк, слушай!»
7