СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по познавательному развитию: "Зимующие птицы нашей местности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по познавательному развитию в разновозрастной группе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по познавательному развитию: "Зимующие птицы нашей местности"»

Филиал МБОУ Малощербиничской ООШ

Большещербиничская начальная школа – д/ сад





Познавательное развитие

Конспект непосредственно образовательной деятельности в разновозрастной группе на тему:

«Зимующие птицы нашей местности»









Подготовила: Г. М. Дмитренко



2019 – 2020 уч.год











Формирование экологической культуры начинается с воспитания бережного отношения к природе и населяющему ее всему живому. В особенной поддержке нуждаются птицы. Детей необходимо познакомить с пернатыми, а затем рассказать и показать, как им перезимовать.



Цели:

- формирование экологической культуры детей дошкольного возраста;

- привитие любви к птицам;

- сопереживание за судьбу зимующих птиц;

- нахождение способов помощи птицам в зимнее время;

- воспитание бережного отношения к ним.



Задачи:

Образовательные:

- уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах;

- формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Развивающие:

- совершенствовать диалогическую речь детей;

- вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

- вызвать стремление оказывать им помощь в зимнее время.



Материалы к занятию: аудиозаписи с голосами птиц, кормушка и корм для птиц, иллюстрации с изображением зимующих птиц.



Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня такое доброе утро. Давайте поприветствуем друг друга и сохраним хорошее настроение до самого вечера.

Игра – приветствие: «Здравствуйте».

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок, ( указательным пальчиком показываем носик)

Здравствуйте, губки, (показываем губки)

Здравствуйте, зубки, (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощелкали» («щелкаем»)

Ручки вверх подняли ( руки поднимаем вверх)

И ими помахали («машем ладошками)

А теперь все вместе –

ЗДРАВСТВУЙТЕ! (дети здороваются со всеми)

Восп: Сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами, которые обитают в нашей местности. О зимующих птицах мы с вами будем читать рассказы и стихотворения, слушать их голоса, отгадывать загадки, узнаем, чем они питаются и как живут.

Но, вначале мы отправимся на птичью выставку. А экскурсоводами будут наши друзья – школьники (ученики начальной школы).



1 реб: (выходит вперед, в руках держит иллюстрацию с изображением синицы, читает стихотворение).

- Пусть снег вокруг искрится

И зимний ветер злится.

Поет, не уставая

Синица расписная (ученик помещает на доску иллюстрацию).

Восп: Послушайте, как поет синица (дети слушают аудиозапись с голосом синицы).

- Синица – небольшая птица с желтым брюшком и черной шапочкой на голове. Это очень шустрые и бойкие птички. Они не улетают на зиму в теплые края, а зимуют у нас, укрывшись в дуплах. В поисках еды они прилетают к жилью человека.



2 реб: (выходит с иллюстрацией снегиря, читает стихотворение).

- Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря.

Чтоб в морозы и пургу

Не замерз он на снегу ( помещает иллюстрацию на доску, слышится голос снегиря).

Восп: Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадет снег, снегирь повсюду становится заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, калине, обрывая ягоды и расклевывая косточку. Клювик у снегиря очень крепкий.



3 реб: (выходит с изображением сороки, читает стих.).

- Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может в них и мало прока,

Но, горда собой сорока (иллюстрация помещ. на доску, звучит на аудиозаписи стрекотанье сороки).

Восп: Сорока- белобока, длиннохвостая непоседа. Она очень любопытна: увидит что-то блестящее (монетку или стеклышко), и разглядывает круглым глазом. Потом схватит и утащит в свое гнездо.



4 реб: (выходит с изображением вороны, читает стихотворение).

- Особа всем известная,

Она –« крикунья» местная.

Увидит тучу темную,

Взлетит на ель высокую,

И, смотрит словно с трона… ворона (помещает иллюстрацию на доску, слышится «карканье» вороны).

Восп: Ворона – очень «горластая», крупная и важная птица. Вороны встречаются или совсем черные, или серо-черные. Обычно вороны летают стаями. В каждой стае одна ворона играет роль сторожа, предупреждает остальных об опасностях.



5 реб: ( выходит с изображ. дятла, читает стихотворение).

- Дятел – врач лесного царства,

Дятел лечит без лекарства.

Лечит липы, клены, ели,

Чтоб росли и не болели(помещает иллюстрацию на доску, дети слышат, как стучит дятел).

Восп: Дятел - тоже довольно крупная птица. Большую часть времени сидит на стволе дерева и стучит по нему своим длинным, крепким клювом, извлекая из-под коры дерева – насекомых. Гнездом ему служит дупло в дереве.



6 реб: (выходит с иллюстрацией, на которой изображ. воробей, читает стихотворение).

- Воробьи живут неплохо,

Если с теплой крышей дом.

И кормушка есть под боком,

Где всегда им сыплют корм (помещает иллюстрацию на доску, звучит «чириканье» воробья).

Восп: Воробей – веселый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Впрочем, как и доверчивые голуби, которые тоже остаются зимовать с нами. А как воркуют голуби, кто- то знает?

Дети: (Гру-гру).

Восп: Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке? ( ответы детей). Как их можно назвать одним словом? (зимующие).



Игра на внимание: «Какой птицы не стало?»

(среди помещенных на доске картин с изображением птиц, одна убирается. Дети называют недостающую птицу; игра повторяется несколько раз).



Восп: К сожалению, некоторые зимующие птицы нашей местности не прилетают к жилищу человека, а остаются зимовать в лесах и лесных массивах. Поэтому их мы часто не видим. Но мы с этими птицами обязательно познакомимся в следующий раз.

- Зима - очень трудное время года для птиц, особенно, если она снежная и морозная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (ответы детей: сделать кормушки и подкармливать).

На участке мы развесили кормушки для подкармливания птиц. Возможно, мы спасем не одну птицу за зиму. А летом птицы помогут нам; они будут поедать насекомых – вредителей и продолжать охранять сады и парки. Но, важно знать, что еда с нашего стола не годится для птиц. Для корма им пригодны семена различных растений: подсолнуха, арбуза, дыни, тыквы, крупа, пшено, хлеб, кусочки несоленого сала, мяса, плоды рябины и калины.

(воспитатель обьясняет, какой корм любят те или иные птицы).

- Ребята, а вы хотите покормить птиц? У нас на столе 2 кормушки. На одну- прилетели снегири, а на другую – воробьи. Кто желает покормить птиц? (варианты корма в стаканчиках тоже на столе).

(Дети выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитает птица).



Восп: А сейчас пора поиграть.

Игра: « На кормушке»

(На столе лежат картинки птиц. Дети подходят и берут любую понравившуюся птицу и садятся на стульчики. Воспитатель читает стихотворение, и, та «птица», которая услышит о себе, прилетает на кормушку –« садится на магнитную доску»).

- Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

И вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело – то сорок.

А в воскресенье, воскресенье,

Было общее веселье!



Восп: Итак, ребята, какие птицы прилетели на кормушку? (ответы детей).

А как их назвать одним словом? (зимующие).



(В конце занятия дети рассказывают, чем они занимались на занятии, и, что им больше всего понравилось).