Тема: Кто выращивает растения?
Задачи: сформировать понятие «культурные» растения; назвать признаки, отличающие «культурные» растения от «дикорастущих» растений; познакомить с «культурными» растениями разных групп; расширить кругозор учащихся о «культурных» растениях.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Какой сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу, чтобы улыбка и хорошее настроение сопровождали нас в течение всего урока.
-Что мы изучаем на уроке человек и мир?
- Важно на каждом уроке делать открытия, узнавать новое. Готовы?
-Изучаем растения, делаем опыты...
2. Актуализация знаний
- Просмотр мультфильма "Некультурный"
-О чем мультфильм?
-Подумайте, какое это имеет отношение к нашему уроку окружающего мира?
-Предположите тему урока? О каких растениях будем говорить?
Смешарики (Копатыч) борются с сорняками.
-Как сорняки мешают расти овощам на огороде, друзья борются с вредителями...
-Мы говорим о растениях, о их жизни...
- Мы будем говорить о растениях, которые выращивает человек, и которые мешают расти другим...
3. Постановка учебной цели
-Какова тема урока?
-"Кто выращивает растения?"
-"Для чего люди выращивают культурные растения?"
- Да, мы будем говорить о растениях.
4. Усвоение новых знаний.
-Как вы понимаете слова культурное, культура?
-Что помогает нам определить значение слова?
-В толковом словаре «Культура» обозначает возделывание, обработка, образование, это приобретенное качество благодаря специальной обработке, воспитанию, образованию.
-Какие слова можно отнести к растениям?
-Что значит культурное растение?
-Что надо узнать, чему научиться, чтобы выполнить это задание?
1)Название растений, которые выращивает человек.
2) Для чего он их выращивает.
3) Где выращивает?
-Ученики высказывают своё мнение о культуре, культурном человеке.
-Толковый словарь.
Дети читают определение и выбирают нужные слова.
-Возделывание, обработка.
-Растения, за которыми ухаживает человек, выращивает для себя.
-
-Высказывают свое мнение.
-Узнать, как называются растения, которые выращивает человек. Для чего он их выращивает? Где выращивает?
5. Реализация построенного проекта
Сейчас Маша и Миша нам помогут. (инсценирование)
Маша: Люди специально сажают культурные растения в поле, в огороде, в саду. А рядом с ними произрастают сами по себе сорняки: одуванчики, лебеда, осот. Такие растения называются дикорастущими.
Миша: Откуда они берутся?
Маша: Ребята, так кто посадил рядом с яблоней репейник?
Маша: Нам надо понять, чем отличаются культурные растения от дикорастущих и чем они похожи?
Миша: Мы предлагаем выполнить задание.
-У каждого из вас на столе лежит карточка, переверните ее и посмотрите, что на ней изображено.
Маша: У нас есть 4 растения. Береза и яблоня.
Миша: Одуванчик и помидор
- Вам необходимо объединиться в группы, чтобы ваши карточки подходили к данным растениям.
-Проверяем.
- Чем похожи береза и яблоня?
-Чем похожи одуванчик и помидор?
-Чем отличаются береза и яблоня?
-Чем отличаются одуванчик и помидор?
-Внимание на доску.
(яблоня-береза)
(одуванчик-помидор)
-Чем отличаются дикорастущие растения от культурных?
-Оба дерева, оба приносят пользу человеку. Объясняют какую по карточкам.
-Оба травянистые растения, приносят пользу.
-Дети с помощью карточек объясняют, что за культурным растением ухаживает человек. А дикорастущие растут сами...
-За дикими растениями никто не ухаживает. А за культурными растениями человек ухаживает, он выращивает их для себя.
6.Физкульминутка
- Называю культурное растение, дети поднимают вверх руки и хлопают, дикорастущее растение топают ногами.
7.Самостоятельная работа
- Положить растение в нужную стопку дикорастущее или культурное.
- Мы узнали, для чего людям нужны растения каждой группы…
-Овощные, декоративные, бобовые, зерновые, лекарственные, декоративные.
9. Включение в систему знаний и повторение
На экране Вы видите план доклада. Опираясь на него, подготовьте свое сообщение о культурном растении.
1)Как называется растение?
2)Где растет?
3) Для чего растение нужно людям?
4) К какой группе культурных растений относится?
-Составить доклад «Культурные растения нашего края».
Готовят выступление (2 минуты). Индивидуальное выступление.
10. Рефлексия учебной деятельности
-Какую цель ставили на уроке?
-Достигли ли поставленной цели?
-Какое открытие для себя сделали?
-Вспомните всю работу на уроке.
-Д-Задание - Любознательные ребята дома могут приготовить рассказ об одном из культурных растений.
-Давайте оценим свою работу на уроке.
-Поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились. Спасибо вам!