Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе на тему «Благодарное слово».
Цель: Формирование у детей духовно - нравственных и социокультурных ценностей.
Задачи: Раскрыть ценности доброго слова и доброго дела в жизни человека, а также значение благодарного словак к близким людям, родной земле, природе.
Развивать взаимодействия детей и взрослых, речь, внимание детей, художественно-творческие навыки.
Воспитывать вежливость, умение высказываться, не перебивая друг друга, слушать ответы других.
Предварительная работа: чтение произведения Н.К.Абрамцева «Правдивая история о садовнике», Е.Фролова «Кто вырастил яблочко». В уголок родителям наглядная информация «Поразмышляйте вместе с детьми о смысле следующих пословиц»
Ход занятия.
1. Организационный момент.
( Дети сидят в кругу).
- Дети, когда вы приходите в гости или кто-то приходит к вам, какое слово мы говорим? (Здравствуйте).
- А вы знаете, что когда мы здороваемся, то желаем здоровья тому с кем здороваемся. Кто знает, как еще можно по-другому поздороваться? Например, утром – доброе утро. Днем? (Добрый день). Вечером? (Добрый вечер).
В-ль: Ребята, почтальон принес нам посылку. Интересно, что в ней. (открываем посылку)
Посмотрите здесь яблоко.
Как вы думаете от кого посылка? (ответы детей)
В-ль: Правильно, от жителей маленького городка.
Я предлагаю вам посмотреть сказку на ширме «Кто вырастил яблочко?»
После просмотра детям отвечают на вопросы.
-Кого благодарила Настенька за вкусные яблочки? (маму, яблоньку, садовника, солнышко)
- Какими словами она всех благодарила? (спасибо)
2. Работа над рассказом Н.К. Абрамцева «Правдивая история о садовнике»
В-ль: Совсем недавно мы с вами прочитали рассказ «История о садовнике»
Беседа по вопросам:
-Какими были жители маленького городка? (добрыми, отзывчивыми, вежливыми)
- Какой сад рос вокруг маленького городка? (Яблоневый, вишневый, персиковый)
Кому записки - приглашения написала хозяйка яблоневого сада? (Пекарю)
Вишневого сада? (гончару)
Персикового сада? ( аптекарю)
- Кто получил эти приглашения ? (садовник)
- Ребята, скажите пожалуйста, как так получилось, что садовник получил эти записки - приглашения? (Их унес озорной ветерок и осторожно опустил в сад садовника)
- Как садовник сумел заменить уважаемого пекаря? (Садовник подарил хозяйке букет цветов «золотистые шары»)
-Умелого гончара? ( Садовник подарил букет красных тюльпанов)
- Почтенного аптекаря? ( Садовник подарил девочке букет фиалок)
- Какими словами отблагодарили садовника хозяйки яблоневого, вишневого и персикового садов? (Милый, уважаемый садовник большое пребольшое спасибо)
- Кому и за что благодарны вы? (Ответы детей)
В-ль: Молодцы ребята, спасибо за ваши ответы.
3. Сейчас мы с вами немного поиграем, выходите ко мне. (физминутка)
Руки вверх и руки вниз.
Ты давай-ка, не ленись!
Взмахи делай чётче, резче,
Тренируй получше плечи. (Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести за спину, потом рывком поднять — вверх-назад.)
Корпус вправо, корпус влево —
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать,
И руками помогать. (Повороты корпуса в стороны.)
На одной ноге стою,
А другую подогну.
И теперь попеременно,
Буду поднимать колени. (По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)
Отдохнули, посвежели.
4. Работа у столов с раскрасками.
Я предлагаю вам подойти к столам. Перед вами лежат листы, на которых изображена яблоня, вам нужно раскрасить на ней яблочки.
5. Ресурсный круг.
В-ль: Сейчас мы попросим родителей присоединиться к нам. (родители садятся в круг)
В-ль: Из поколения в поколение люди учились быть благодарными родным, близким, родной земле, матушке-природе.
Благодарность - это то, что более всего связывает семейный род. В семье ребенок учиться благодарить родных людей, и прежде всего родителей за оказанное добро и внимание, заботу. Благодарность родителям - основа жизни человека.
В-ль: Что обозначает слово "благо? Кто как думает? (высказывания родителей).
В-ль: "Благо это добро; все доброе, полезное, служащее к нашему счастью", так говориться в словаре В.И.Даля. Поэтому слова благодарности - благостные слова, приносящие покой, любовь и радость.
В-ль: Сказать БЛАГОДАРЮ – означает выразить одобрение человеку, значит - сделать добро.
Работа в подгруппах.
В-ль: Уважаемые родители прочтите детям отрывки из сказок.
И совместно с детьми назовите русские народные сказки, в которых выражается благодарное слово. (Родители вместе с детьми дают ответы).
В-ль: Спасибо, уважаемые родители! Молодцы, дети, справились с заданием!
Ресурсный круг.
О добрых словах сложено много пословиц. Что же означают эти пословицы?
(Родители дают ответы)
От доброго слова язык не отсохнет.
Доброе слово и кошке приятно.
Доброе слово дороже богатства. (Родители дают ответы)
В-ль: Молодцы, справились с заданием. Большое спасибо.
В-ль: Уважаемые родители , дети, передавая яблоко друг другу по кругу,
давайте скажем слова благодарности тому, кого бы вы хотели поблагодарить. А заодно еще раз вспомним и назовем добрые, благодарные слова.
В-ль: Что Вы чувствуете, когда дети произносят вам слова благодарности? (ответы родителей).
- Слова благодарности - это целительные слова. Давайте постараемся как можно чаще их говорить своим детям, родителям, близким, друзьям и даже незнакомым людям.
Заключительный этап.
В-ль: Почему важно научить детей быть благодарными? Нужно ли благодарить детей за оказанную ими услугу, за выполненное поручение?
Обязательно. Конечно, не обязательно всегда говорить «Спасибо». В одних случаях можно сказать: «Молодец, помог мне». В других: «Спасибо, сынок». А иногда можно просто одобрительной ласковой улыбкой, взглядом, жестом выразить благодарность. Чувство благодарности, признательности — благородное чувство, и каждое проявление его следует всячески поощрять.
Итог занятия: Пусть звучат слова благодарности
И имеют большое значение.
Выражаем душевные радости,
Помогают нам в том изречения.
Благо дарим, неся удовольствие,
Доставляя счастье другим.
Так позвольте за все хорошее,
Вас сегодня возблагодарим!
И я вас всех благодарю и говорю вам большое спасибо за проведенное вместе занятие.