Конспект психологического занятия с детьми «Путь к дружбе»
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект психологического занятия с детьми младшего школьного возраста, в форме тренинга. Такая форма проведения позволяет детям почувствовать себя более комфортно и легко познакомиться с теми качествами человека и правилами, которые позволяют стать хорошим другом.
Все это способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе. Таким образом, формируются коммуникативные навыки учащихся начальной школы, и на их основе динамично развивается групповая сплоченность.
Цель: Формирование доброжелательного отношения друг к другу, воспитание дружественных, толерантных отношений между детьми.
Задачи:
1. Продолжать учить детей умению договариваться, помогать друг другу, расширяя представления детей о дружбе.
2. Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.
3. Воспитывать в детях умение по-настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу, подводить к пониманию того, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми.
Стимульный материал: «дерево дружбы», облака, карточки для кластера в конвертах, музыка, компьютер, ноутбук, экран, презентация, буквы, ладошки, ручки (фломастеры), стулья, круги, платки, планшет,
Содержание конспекта:
1. Вводная часть.
- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим на очень серьезную, очень важную тему. Какую? Вы сейчас узнаете.
- На коврике разбросаны буквы. Я предлагаю подойти и всем вместе сложить из них слово. Какое слово у вас получилось? (ДРУЖБА)
- Дружба! Такое знакомое слово! Знакомое и очень важное!
- Придя в школу, мы учимся читать, грамотно писать, решать задачи, открываем законы природы…
- А как вы думаете: дружбе надо учиться, у дружбы есть свои законы? Конечно! Чтобы достичь вершины дружбы, чтобы быть достойным носить гордое звание «друг», надо многому научиться. И сегодня мы познакомимся с некоторыми законами дружбы.
- А начну я свой разговор с притчи, очень мудрой и очень поучительной.
(Под музыку и слайды читаю притчу.)
По длинной, дикой, утомительной дороге шел человек с собакой. Шел он себе, шел, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним - оазис! Прекрасные ворота, за оградой - музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.
- "Что это такое?" - спросил путешественник у привратника.
- "Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему".
- "А есть там вода?" - "Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны..."
- "А поесть дадут?"
- "Все, что захочешь".
"Но со мной собака".
- "Сожалею сэр, с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь".
И путешественник пошел мимо.
Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.
- "Я хочу пить" - попросил путешественник.
- "Заходи, во дворе есть колодец".
- "А моя собака?"
- "Возле колодца увидишь поилку".
"А поесть?"
- "Могу угостить тебя ужином".
"А собаке?"
- "Найдется косточка".
"А что это за место?"
- "Это рай".
"Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай - там".
- "Врет он все. Там ад".
"Как же вы, в раю, это терпите?"
- "Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей".
2. Основная часть
- Скажите, а у вас есть друзья?
- Что значит дружить?
- Сегодня мы посадим «дерево дружбы». Оно будет расти вместе с нами.
(На доске «дерево дружбы», на котором перевернуты законы дружбы.)
- Сейчас мы сыграем в игру «Светофор» и выясним, какими качествами должен обладать друг.
Игра «Светофор»
- Возьмите два круга: один – зеленого цвета, другой – красного.
- Я буду перечислять разные качества человека. Когда я назову качество, способствующее дружбе, то вы поднимаете вверх круги зеленого цвета, когда мешающие дружбе – красного цвета.
Качества: добрый, злой, отзывчивый, неискренний, добросовестный, веселый, драчливый, заботливый, жадный, щедрый, лживый, порядочный, безответственный, общительный.
- Ребята, так каким должен быть друг? (Добрым, отзывчивым, веселым, заботливым, щедрым, порядочным, общительным)
- А вы когда-нибудь обращали внимание, когда утки летят на юг, как они крякают? Как вы думаете зачем??
- Утки криками подбадривают летящих впереди, чтобы они не сбавляли скорости.
- Скажите, а как мы с вами можем друг - друга подбадривать??
- Сейчас я предлагаю вам попрактиковаться в этом и сыграть в игру «Пять добрых слов».
Упражнение «Пять добрых слов» МУЗЫКА
- Возьмите ладошку, в центре напишите своё имя. Теперь передайте ладошку соседу справа. В одном из “пальчиков” полученной ладошки каждый пишет какое-нибудь привлекательное качество, которое хотелось бы пожелать его обладателю (например, “ты - добрый”, “ты - веселый”, “ты - остроумный” и т.д.).
Рисунки ходят по кругу. Таким образом, все “пальчики” оказываются заполненными. Если пальчиков не хватит, можно писать и на самой ладошке вокруг имени участника. - В конце упражнения ладошки возвращаются к своим хозяевам, и вы можете прочитать то, что вам пожелали ваши товарищи и оставить ладошку себе на память (наши ладошки превратились в лучики весёлого солнышка.)
- Как часто в жизни вы и вам говорят добрые слова?
- Если мы хотим иметь друзей, мы должны твердо представлять себе и тонко чувствовать, что нужно другому человеку. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания.
- Как вы думаете, на какой закон дружбы похоже то, что мы сейчас делали? …???
(Переворачиваю на дереве карточку с законом дружбы «дружба+добрые слова»)
- А сейчас я, снова предлагая вам сыграть в игру.
Упражнение «Слепой и поводырь» (участвуют две пары) МУЗЫКА
- Я расставила препятствия. И сейчас один из вас закроет глаза, а второй станет поводырем. Он должен провести другого по вот этой дороге, преодолевая препятствия.
- Скажите, а что должен испытывать «слепой», чтобы спокойно следовать за поводырем? (Должен доверять ему.)
(Переворачиваю на дереве карточку с законом дружбы «дружба+доверие»)
- Но доверять мы можем не только свою жизнь, но и тайны.
Упражнение «Коллективный рисунок» ( на планшете передают друг другу) МУЗЫКА
- А сейчас ребята я предлагаю вам нарисовать человечка. Каждый из вас должен нарисовать только одну его деталь и передать планшет другому. При этом вы не должны переговариваться. Потом посмотрим, какой человечек у вас получился.
- Как вы рисовали человечка?
- Как вы думаете, на какой закон дружбы похоже то, что мы сейчас делали?
(Переворачиваю на дереве карточку с законом дружбы «дружба+совместная работа»)
3. Рефлексия (составление кластера)
Работа в группах (4 группы: 2 гр. по 3 человека, 2 гр. по 2 человека)
- А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы посмотрели на дружбу с необычной стороны: какого она цвета, запаха, вкуса, какие явления природы ассоциируются у вас со словом дружба.
Карточки лежат в конвертах.
1 группа – выбирает карточки, какого цвета дружба
2 группа – выбирает карточки, как пахнет дружба
3 группа – выбирает карточки, какая дружба на вкус
4 группа – выбирает карточки, какие явления природы ассоциируются у вас со словом дружба
(Вешаю карточки со словами на доске – на облака.)
- Мы сегодня вели разговор на очень важную тему. Наше дерево дружбы познакомило нас с некоторыми законами крепкой, надежной дружбы. Но еще очень много листочков остается закрытыми. А это значит, что разговор наш не окончен. Мы будем продолжать учиться дружить.
- На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До новых встреч.