ЗВУК «Ы»
1. Показать звучание звука «Ы», его артикуляцию оральный образ.
2. Закрепить понятие «гласный звук».
3. Закрепить умение определять последний звук в слове.
4. Закреплять умение интонировать звук в соответствии с учебной задачей.
5. Продолжать учить дифференцировать слова по наличию (отсутствию) заданного звука.
Оборудование: мяч, индивидуальные зеркала, предметные картинки: мыло, лыжи, комары, шары, сыр, дым, ягоды, грибы; красные фишки, символы звуков, слова, предложения, тетради, карандаши.
Ход занятия:
Организационный момент.
- Определите гласный звук по артикуляции.
- Сядет на место тот, кто выполнит команду (подними руки вверх, в стороны, правую руку вперед и т.д.).
Упражнение «Медведь».
- К нам в гости пришел медведь. Какой он? Назовите его ласково.
- Послушайте, как он рычит: «Ы-ы-ы-ы».
- Какой звук вы услышали?
Артикуляция звука [Ы]:
-губки не напряжены; зубки разомкнуты;
- язычок отодвинут глубоко в ротик;
- горлышко «работает».
- Звук [Ы] – это какой звук?
- Правильно–гласный (язык, губы и зубы не мешают прохождению воздуха);
- Символ звука [Ы]: пароход гудит: ЫЫЫ...
- Обозначение гласного звука: красный квадрат.
Упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ы]»:
а, у, ы, а, у, о, ы...; ым, ум; ды, мы, ма...; сыр, мак, рог, дым, топоры, сумка...
Игра «Повтори, не ошибись».
Логопед произносит ряд слогов, а дети индивидуально повторяют:
ты-мы-пы, вы-фы-ды, бы-ны-вы, мы-пы-ды.
Упражнение Где звук Ы
Выделить звук «Ы» из состава слов (по картинкам): весы, банты, усы, мосты, цветы, часы. Обозначить место звука на полоске
Чего не стало?
Незаметно от детей убрать одну или две из них. Дети должны определить, каких картинок не стало.
Упражнение «Один — много»
Скажи чего много, и назови последний звук:
бант, кот, кит, кнут, бинт, дуб двор, забор, комар, топор, шар.
Физкультминутка.
Жили-были прыгуны - | Дети ходят по кругу. |
Прыг, прыг, прыг, прыг. | Прыжки на двух ногах. |
Мы допрыгнем до Луны - | Ходьба по кругу. |
Прыг, прыг, прыг, прыг. | Прыжки на двух ногах. |
Упражнение «Подарки феи Фонетики».
Фея Фонетика прислала нам картинки. Назовите, что на них нарисовано.
Где слышится звук «Ы» в слове дым (бык, мыло, комары, сыр, дыня, тыква, ягоды, грибы, мышка)?
Заучивание потешки.
Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву... (ы).
- Буква Ы может быть только в середине или в конце слова, с нее слова не начинаются.
Упражнение «Договори слово».
- Договорите последний слог в словах, назовите последний звук в них:
ТЫ: кус-..., мос-..., бол-..., ко-...;
ДЫ: са-..., хо-..., пло-..., ря-...
- Вспомните названия предметов со звуком [Ы].
Физкультминутка «Ножками потопаем, ручками похлопаем».
Предложить детям похлопать (потопать), воспроизводя заданный ритм.
Игра «Живые звуки».
- Звуки встали в ряд: «АУЫ» («ЭУЫ», «ИЭЫ» и т.д.).
- Где слышится звук «Ы»? (В конце ряда.)
- АЫО (ОЫА, ЭЫУ и т.д.). Где слышится звук «Ы»? (В середине ряда.)
Упражнение «Буква Ы».
Рассмотреть букву Ы и выделить ее элементы,
обвести по контуру букву Ы из наждачной бумаги.
Прочитать и повторить с детьми стихотворение про букву Ы:
С палкой ходит буква Ы,
Ищет ягоды, грибы. О. Гофман
Предложить детям вылепить букву Ы из пластилина.
Работа в тетради.
Пишем букву Ы.
Итог занятия.