ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЯЩИКОВСКАЯ ШКОЛА № 15
ИМЕНИ ВИКТОРА КОТИЛЕВСКОГО»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО РАЗВИТИЮ
РЕЧЕВОГО СТРОЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Подготовили:
учителя начальных классов
Кожевникова В. Г.
Деточка Г. Н.
Улейская Г. В.
Роговая В. В.
Тема: Развитие грамматического строя речи у младших школьников. Лексическая тема «Фрукты и овощи».
Цели: преодоление нарушений лексико-грамматических категорий и связной речи путём использования метода наглядного моделирования.
Задачи:
- активизировать словарный запас в рамках темы «Фрукты и овощи»;
- закреплять формы падежей;
- сформировать практические навыки подбора признаков предмета с помощью вопросов;
-сформировать навык работы с карточками-схемами, отображающими отдельные признаки и свойства предметов, составлять описательные рассказы;
-развивать артикуляционную моторику, развивать дыхание, слуховое внимание, память;
-воспитывать
Оборудование: демонстрационный материал, предметные карточки, проектор, экран.
Ход занятия
Учитель: Ребята, сегодня мы повторим тему «Фрукты и овощи». К нам на урок пришли герои. А кто они мы узнаем, если отгадаем загадку:
Что за серенький зверёк,
Хвостик длинный, как шнурок,
Только кошку увидал,
Сразу в норку убежал…
Дети: Мышка.
Учитель: Молодцы, ребята! Правильно, это мышонок. И сегодня у нас в гостях герои мультфильмов Микки Маус и Мини Маус. Мышата предлагают поиграть в игру «Приветствие!». Вы согласны? Тогда вперёд!
- Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему………
Привет!
- С улыбкой солнце дарит свет, нам посылает свой………
Привет!
- При встрече через много лет вы крикнете друзьям……..
Привет!
- И улыбнутся вам в ответ от слова доброго…………..
Привет!
- И вы запомните совет: дарите всем друзьям………….
Привет!
- Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы………..
Привет!
Учитель: Ребята Микки Маус и Мини Маус решили построить дом. Им очень нужна наша помощь. Давайте, им поможем.
Дети: Давайте!
Учитель: Микки Маусу необходимо узнать, чем необходимо выполнять работу. Игра «Строим дом»
Пилить …(пилой).
Стучать ...(молотком).
Рубить …(топором).
Резать …(ножом).
Копать …(лопатой).
Подметать … (веником).
Пальчиковая гимнастика «Строим дом»
Целый день тук да тук-
Раздаётся звонкий стук. (Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)
Молоточки стучат, (Стучать кулаком о кулак)
Строим домик для мышат. (Пальцы соединить, показать «крышу»)
Вот какой хороший дом, (Сжимать-разжимать пальцы.)
Как мы славно заживём. (Вращать кисти рук)
- Молодцы! Вы очень помогли героям построить замечательный дом. Пока Микки Маус отдохнёт, Мини Маус загадает нам интересные загадки, с помощью которых мы узнаем какие фрукты будут расти у мышат в саду.
Загадки
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
Любят меня детки. (Яблоко)
Фрукт похож на неваляшку.
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив.
С дерева упала… (Груша)
Летом в платьице зеленом.
А по осени -в лиловом.
Ароматна и красива.
Узнаете? Это… (Слива)
Сверху шкурка золотая,
В центре косточка большая.
Что за фрукт? - Вот вам вопрос.
Это сладкий… (Абрикос)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет… (Банан)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его? (Лимон)
Этот фрукт в рубашке яркой
Любит, чтобы было жарко.
Не растет среди осин
Круглый, рыжий… (Апельсин)
Он оранжевый и сочный,
Любит Новый год.
Посмотри под елку-точно,
Он в подарках ждет!
Этот рыжий господин
Вкусный, сладкий… (Мандарин)
Я зелёный, полосатый,
Круглый, чуть продолговатый.
А внутри зернистый, красный,
Сочный, сладкий и прекрасный.
И приятен я на вкус,
А зовут меня… (Арбуз)
Круглобока, желтолица,
Может с солнышком сравниться.
А душистая какая,
Мякоть сладкая такая!
Мы поклонники отныне
Королевы поля… (Дыня)
Учитель: Молодцы, ребята! Вы помогли построить дом мышатам, помогли выбрать фрукты для сада наших героев. А теперь они предлагают вам провести игру-чистоговорку «Весёлые фрукты и ягоды»
Ай-ай-ай – зреет сладкий урожай
Ду-ду-ду - мы работали в саду
Укты – укты – укты - собираем фрукты
Ину-ину-ину – соберем малину
Енье-енье-енье – сварим мы варенье
От-от-от – варим мы компот
Ог-ог-ог – яблочный пирог
Уши-уши-уши – вот поспели груши
Микки Маус и Мини Маус собираются в супермаркет за покупками. Поможем им?
Дети: Да!
Учитель: Сейчас мы проведём игру «Магазин».
Чтобы выполнить покупку нам необходимы деньги. Поэтому у каждого из вас будут номиналы денежных единиц в размере 1руб, 2руб, 3руб. Эти деньги будут означать количество слогов в словах-покупках. Чтобы сделать покупку вам необходимо выбрать предмет, затем разбить слово на слоги и оплатить покупку необходимой денежной единицей, которая обозначает количество слогов в выбранном слове- покупке. Ну что ж начнём!
Лук, молоко, груша, яблоко, малина, виноград, ананас, рис, слива, лимон, сок, банан.
Учитель: Ребята, какие вы молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали на нашем занятии. Помогли героям, построили дом, отгадали загадки. Наше занятие подходит к завершению. Скажите, какую тему мы сегодня повторили? Предлагаю вам провести последнюю игру «Фрукты и ягоды», в которой мы ещё раз повторим названия известных нам фруктов.
В мазагин ходили мы.
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины,
Но купили мы арбуз-
Очень сладкий он на вкус!
Учитель: Наше занятие заканчивается! Я благодарю вас за активное участие.