СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Вежливые слова» в старшей логопедической группе

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте даны игры и упражнения по развитию речи по теме: "Вежливые слова"

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи на тему: «Вежливые слова» в старшей логопедической группе»

Дата_______________________

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему: «Вежливые слова»

Бондаренко К.А.

Логопед МБДОУ №39 г. Майкоп

Задачи:

К.-О.:

- расширить словарь по теме;

- учить употреблять вежливые слова в различных ситуациях;

- учить пересказывать текст с помощью вопросов;

- учить отвечать развернутыми предложениями;

-учить отгадывать загадки;

-учить составлять рассказ по серии сюжетных картин;

-учить подбирать антонимы к словам;

К.-Р.:

- развивать связную речь, лексико-грамматический строй речи; внимание, память, мышление; артикуляционную, мелкую, общую моторику,

К.-В.:

- воспитывать вежливое отношение к детям и взрослым.

Оборудование: серия сюжетных картин по теме.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Отгадывание загадок.

    Старшим людям не грубите
    И не панибратствуйте,
    Им при встрече говорите
    Не «привет», а…
    (Здравствуйте)

    Если друг встречает друга,
    Жмут друзья друг другу руку,
    На приветствие в ответ
    Каждый говорит…
    (Привет)

    Говорить друзьям не лень,
    Улыбаясь…
    (Добрый день)

    К Осьминожке Камбала
    В понедельник заплыла,
    А во вторник на прощанье
    Ей сказала: «…»
    (До свиданья!)

    Неуклюжий песик Костик
    Мышке наступил на хвостик.
    Поругались бы они,
    Но сказал он «…»
    (Извини!)

    Когда виноваты, сказать вы спешите
    Прошу вас, пожалуйста-
    (Извините)


    До чего ж оно красиво
    Слово доброе…
    (Спасибо)

    Растает даже ледяная глыба
    От слова теплого…
    (Спасибо)

    Толстая корова Лула
    Ела сено и чихнула.
    Чтобы не чихала снова,
    Мы ей скажем: «…»
    (Будь здорова!)

    Говорит Лиса Матрёна:
    «Отдавай мне сыр, ворона!
    Сыр большой, а ты мала!
    Всем скажу, что не дала!»
    Ты, Лиса, не жалуйся,
    А скажи: «…»

    Если повстречался с кем-то,
    По законам этикета,
    Чтоб беседа в гору шла,
    Спрашиваем: «Как…»
    (Дела)

    Обнаружив на рассвете,
    Что роса попалась в сети,
    Паучиха Шудра-Вудра
    Ей сказала: «…»
    (С добрым утром!)


    Наш мир от зла устал,
    Чтоб он добрее стал,
    Нам говорить не лень
    При встрече …
    (Добрый день)

    На закате мотылёк
    Залетел на огонек.
    Мы, конечно, рады встрече.
    Скажем гостю: «…»
    (Добрый вечер!)

    Катя пупсика Игнатку
    Уложила спать в кроватку –
    Больше он играть не хочет,
    Говорит: «…»
    (Спокойной ночи!)

    Девочка Рита возле дорожки
    Стол накрывает собаке и кошке.
    Плошки расставив, скажет им Рита
    «Ешьте! Приятного вам …» (аппетита!)

    Друг другу на прощание
    Мы скажем…
    (До свидания)

  3. Чтение и беседа по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово»

  4. Физ. минутка

-Артикуляционная гимнастика

-«Пальчики здороваются»

Соединять поочередно большой палец одной руки со всеми остальными.

- Упражнение «Здравствуйте»

Поздороваться со своим соседом необычным способом (лбом, спиной, ногой и т.д.)

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Жадный Женя»

  2. Игра «Скажи наоборот»

Злой — добрый,

жадный — щедрый,

слабый - сильный,

грубый – вежливый,

трусливый – храбрый,

лживый – честный,

глупый — умный,

страшный — красивый,

грязный — чистый,

жёсткий — мягкий,

плохой - хороший,

ленивый – трудолюбивый,

чужой – родной,

грустный - весёлый,

несчастный - счастливый.

  1. Анализ. Итог.






Волшебное слово — В. Осеева

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
— С тобой что-то случилось?
— Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.
— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
— Ещё бы! — сердито буркнул мальчик.- Я скоро совсем убегу из дому. — Убежишь?

— Убегу! Из-за одной Ленки убегу. — Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
— Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
Павлик засопел от обиды.
— Пустяки! — сказал старик. — Один поругает, другой пожалеет.
— Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик.-Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
— Что же, не берёт тебя брат?
— А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:
— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…
Павлик раскрыл рот.
— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни- тихим голосом, глядя прямо в глаза....

— А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
— Я попробую, — усмехнулся Павлик,- я сейчас же попробую. — Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зелёные, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
«Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово!..»
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста....

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
— Ка-кую тебе?
— Мне синюю, — робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.

Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
— Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
— Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

«Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
— Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
— Возьми его, — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!
— Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно, возьми.
— Пожалуйста, — повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
— Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
«Помогло! Опять помогло!»

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.