Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Оленёнок»
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники»
Подготовил воспитатель:
Бардакова Анастасия Андреевна
2023 г.
Задачи:
— связная речь: учить пересказывать рассказ, замечать несоответствия с текстом в пересказах товарищей;
— словарь и грамматика: закрепить умение образовывать названия предметов посуды по аналогии; обратить внимание на несхожесть некоторых названий;
— звуковая культура речи: закреплять представления о звуковом составе слова, об определенной последовательности звуков; учить самостоятельно подбирать слова с определенными звуками — [с], [ш].
Материал: полочка с кукольной посудой — двумя сахарницами, двумя хлебницами, двумя салфетницами (разные по форме, материалу, размеру), блюдо для печенья, две сухарницы, две солонки; картина «Саша и снеговик» [17]; звуковая демонстрационная линейка.
Воспитатель читает рассказ Н. Калининой «Помощники»
Вопросы
1. Про кого этот рассказ?
2. Что делали Саша и Алеша?
3. Что забыли сделать мальчики?
4. Как заканчивается этот рассказ? Кто мог так сказать: «Вот так помощники»?
Воспитатель снова читает рассказ. Дети пересказывают текст. Воспитатель обращает их внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонаций. После каждого пересказа обращается ко всем детям: «Как рассказывал Сережа? О чем забыл сказать Миша? Правильно ли Лена закончила рассказ?» и т.п.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Магазин посуды».
Игра «Магазин посуды»
Воспитатель. Покупку можно сделать после того, как скажешь, как выглядит предмет, каково его назначение; если назвать посуду неправильно, продавец не поймет покупателя и не продаст вещь. Сначала посмотрим, какая посуда есть в магазине. (Показывает.) Это... хлебница. Это... сахарница, это... салфетница. Вот блюдо для печенья, у него нет другого названия. А это специальное блюдо для сухарей — су... сухарница. А вот солонка и мае... масленка. Запомните, как звучат эти названия: сухарница, но солонка; хлебница, но масленка. Не ошибайтесь, когда будете покупать. Кто какую посуду хочет купить?
Вывешивается картина «Саша и Снеговик».
Скучно было Снеговику одному с метлой стоять. Но пришел мальчик. Как его звали, догадайтесь, дети, сами — в его имени слышался звук [ш]. Если дети не догадываются, воспитатель подсказывает: Шура, Саша, Миша.
— Мое имя — Саша, — сказал Снеговику мальчик, — а твое?
— Мое — Снеговик, — отвечает Снеговик.
— Как интересно звучат наши имена: Саша, Снеговик. Давай с тобой дружить и играть в слова и звуки!
— Согласен, — отвечает Снеговик.
— Посмотри на меня и на мою одежду, — говорит Саша. — На мне надеты шапка, шуба, шарф. Послушай, как я произнесу эти слова: ш-ш-шапка, ш-ш-шуба, ш-ш-шарф. Какой одинаковый звук слышится в названиях моей одежды?
Огорчился Снеговик — не знает, что ответить. Помогите ему, дети. Дети называют звук. Молодцы, Снеговик благодарит вас за помощь.
Потом Снеговик спрашивает у Саши: «А какой одинаковый звук есть в названиях моей одежды?» Теперь Саша задумался.
Воспитатель уточняет с детьми, что Снеговик сделан из снега, что шуба у него снежная, что нос у него снежный и что в этих словах слышится звук [с].