Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Оленёнок»
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд»»
Подготовил воспитатель:
Бардакова Анастасия Андреевна
2023 г.
Задачи:
— связная речь: учить пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать прямую речь персонажей;
— словарь и грамматика: упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных;
- звуковая культура речи: закрепить представления о значении терминов «слово», «звук»; учить самостоятельно подбирать слово со звуком [с].
Материал: картинки с изображениями зимней одежды: валенки, варежки, носки, шарф, пальто, шуба, шапка; картина «Саша и снеговик» [17].
Воспитатель читает рассказ Я. Тайца «Поезд» (см. приложение 2, с. 183). Задает вопросы.
Вопросы
1. О чем говорится в этом рассказе?
2. Как он начинается?
3. О каком времени года говорится в этом рассказе? Почему вы думаете, что это было зимой?
4. Как у детей получился поезд?
5. Кто был машинистом?
6. Кто — кондуктором?
7. Кто — паровозом?
8. А вы играете в такой поезд во время прогулки? Как вы играете?
Затем воспитатель читает рассказ снова. Дети пересказывают его содержание (четыре человека). В случае затруднений воспитатель предлагает поиграть в поезд, помогает распределить роли, сам говорит текст от автора.
Физкультминутка
Воспитатель. Подумайте и расскажите, как могли быть одеты дети. Как был одет Толя, когда играл в поезд?
Дети отвечают.
Дополнительные вопросы воспитатель задает только в случае необходимости, например: «Какие теплые вещи надел Толя под пальто? Какая у него могла быть обувь? А что он повязал себе на шею? Какое у него зимнее пальто? Что он надел на голову? На руки?»
Толя пошел на прогулку в теплых варежках, шерстяных рейтузах, носках и валенках. Он надел меховую шубу и шапку, повязал на шею шарф, спрятал руки в теплые варежки. Вся одежда Толи была сложена в шкафчик, поэтому он оделся быстро. А Миша не сложил свои вещи аккуратно. Стал собираться на прогулку, смотрит, а носков, валенок и варежек нет. (Демонстрирует поочередно картинки.) Решил Миша исправиться и заранее готовить свою одежду
к прогулке. Сложил он в шкафчик свитер и теплые брюки. А что он еще стал готовить, скажите вы, дети. Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?
Дети. Носков, валенок, шарфа, пальто или шубы, шапки, варежек.
Если дети затрудняются назвать какой-то вид одежды, воспитатель показывает картинку и спрашивает: «Чего не хватает Мише?» (Предполагается ответ в виде существительного в родительном падеже.)
Воспитатель вывешивает картину «Саша и снеговик». Дети рассматривают ее.
Воспитатель. Картина называется «Саша и снеговик». В этих словах есть звук [с]. Звук [с] спрятался еще во многих словах на картине, нужно их найти. (Саша, снеговик, сани, совок...)
Дети называют слова со звуком [с].