Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Оленёнок»
Конспект занятия по развитию речи «Придумывание продолжения рассказа «Белочка, заяц и волк»
Подготовил воспитатель:
Бардакова Анастасия Андреевна
2023 г.
Задачи:
— связная речь: учить исходя из набора игрушек составлять короткий рассказ вместе с воспитателем (воспитатель начинает рассказ, дети его продолжают); развивать диалогическую речь;
— словарь и грамматика: учить понимать смысл загадок, правильно называть качества предметов; учить использовать в ответах на вопросы воспитателя сложноподчиненные и простые распространенные предложения;
— звуковая культура речи: учить выделять и четко произносить звук [ч] в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук.
Материал: игрушки — елочки, волк, белочка, зайчик.
Воспитатель (загадываетзагадку)
Кто зимой холодной Ходит злой, голодный?
Дети отгадывают. Почему вы думаете, что это волк? Дети отвечают.
Какой волк? Как можно про него сказать? Д е т и. Он серый, у него острые зубы. Воспитатель. Как зовут детенышей волка? Дети. Волчата. Воспитатель. Про кого я теперь загадаю загадку?
Длинное ухо, Комочек пуха. Прыгает ловко, Любит морковку.
Дети отгадывают.
Почему вы думаете, что это заяц? Какой заяц, как можно про него сказать?
Дети. Беленький, пушистый, добрый, хороший. У него длинные уши, короткий хвост.
Если дети не могут описать внешний вид зайца, воспитатель спрашивает, какого цвета заяц, какие у него уши, длинные они или короткие, как заяц бегает.
Воспитатель. Как зовут детенышей зайца?
Дети. Зайчата.
Воспитатель (загадываетзагадку)
С веточки на веточку Прыгает, резвится. Легкая, проворная, А не птица.
Дети отгадывают.
Почему вы думаете, что это белка? Какая она?
Дети. Рыженькая, пушистая, у нее длинный красивый хвост. Воспитатель. Кто детеныши у белки? Дети. Бельчата.
Воспитатель рассказывает историю про белочку и зайца, демонстрируя по ходу рассказа игрушки, действуя ими.
Воспитатель. Жила в дупле на елке белочка. А под елкой скакал зайчик. Вдруг видит зайчик — выглядывает из чащи волчок — серый бочок. Испугался зайчик, а волчок говорит: «Я тебя не трону, если отгадаешь мою загадку. Назови слова, в которых есть звук [ч]».
Зайчик просит вас помочь ему — подсказать слова, в которых есть звук [ч].
Дети отвечают.
«Я отгадал твою загадку», — говорит заяц волку. Звук [ч] есть в словах чай, чашка, белочка, волчок, бочок.
Воспитатель просит детей рассказать, что было дальше. Заслушиваются 2—3 рассказа.
Игра «Скажи по-другому»
Воспитатель. Скажи по-другому: Часы идут... (ходят). Мальчик идет... (шагает). Снег идет... (падает). Поезд идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает). Пароход идет... (плывет).
Закончи предложения. Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а...
Отгадай загадку, нарисуй отгадку.
Стучат, стучат, не велят скучать, Идут-идут, а все тут да тут.
(Часы.)
Физкультминутка
Воспитатель. Давайте поиграем в поезд.
Дети идут по комнате, держась друг за друга, и произносят звукосочетание чух-чух-чух.
А теперь поиграем в игру «Похвалялись звери». Подумайте, кем вы хотите быть: белочкой, зайцем или волком.
Игра «Похвалялись звери»
Воспитатель. Я — медведь. Ребенок. Ая- волк. Воспитатель. У меня шуба коричневая. Ребенок. Ау меня серая. Воспитатель. У меня уши круглые. Ребенок. Ау меня острые.
Далее дети самостоятельно произносят диалоги от лица лисички и белочки, зайца и ежа и др.