Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Оленёнок»
Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по картине «Куры»
Подготовил воспитатель:
Бардакова Анастасия Андреевна
2023 г.
Задачи:
— связная речь: учить составлять короткий описательный рассказ по картине;
— словарь и грамматика: учить сравнивать (по внешнему виду, поведению) петуха и курицу, курицу и цыплят;
— звуковая культура речи: закрепить умение самостоятельно подбирать слова, сходные и не сходные по звучанию; представление о том, что звуки в слове следуют друг за другом.
Материал: картина «Куры» [2], звуковые часы [7], демонстрационная линейка [7].
Воспитатель (загадываетзагадку)
Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка. Что ты рано встаешь, Громко песни поешь, Ване спать не даешь?
О ком эта загадка?
Дети отгадывают.
На стенд выставляется картина «Куры». Дети рассматривают ее и отвечают на вопросы.
Вопросы
1. Кто нарисован на этой картине?
2. Какой петух?
3. Что делает петух?
4. А что делают куры?
5. Посмотрите на курицу и петуха, они одинаковые или нет?
6. У петуха большой гребешок, а у курицы?
7. У петуха хвост какой?
8. А у курицы какой?
Воспитатель подытоживает высказывания детей о внешнем виде петуха и курицы, еще раз описывает и сравнивает птиц.
Ходит по двору хохлатка, с нею — желтые цыплятки. И зовет она: «Ко-ко. Не ходите далеко!»
Посмотрите на цыпляток. Какие они?
Дети. Маленькие,желтенькие, пушистые.
Воспитатель. Что цыплята делают?
Дети отвечают.
Петух — большой, курица — поменьше, а цыплята... маленькие. Петух — сильный, а цыплята ... еще слабые. Да, цыплята пока еще слабые, беспомощные, и курица заботится о них.
Воспитатель предлагает детям послушать рассказ К. Ушинского «Петушок с семьей» (см. приложение 2, с. 184) и рассказать о том, что нарисовано на картине (рассказ должен быть коротким, из 3—4 предложений).
Воспитатель (загадываетзагадки) Хвост с узорами, Сапоги со шпорами, Ночью распевает, Днем время считает. (Петух.)
Квохчет, квохчет, Детей созывает, Под крыло подбирает. (Курица-наседка.) Проводится физкультминутка.
Воспитатель обращает внимание детей на демонстрационные звуковые часы, просит рассмотреть изображенные предметы и отчетливо произнести их названия.
Воспитатель. Вслушайтесь, как звучат эти слова: ж-ж-жук, в-ва-аз-за-а, ч-ча-ас-сы-ы... Кто сможет повторить так же? Дети повторяют.
Найдите два слова-названия, сходные по звучанию, и укажите на них стрелками... Витя произнес слова жук и лук очень ясно, громко и правильно указал стрелками на жука и лук. 166
Ребенок выполняет.
Оля, подойди и ты к звуковым часам и тоже произнеси слова жук и лук так, чтобы хорошо слышались все звуки.
Ребенок выполняет. Что можно сказать про эти слова? Дети отвечают.
Послушайте еще раз, как они звучат: жук — лук. Произнесем их все вместе.
Дети произносят. Еще раз.
Дети произносят.
Правильно, Галя, эти слова звучат сходно, похоже: жук — лук. А еще на звуковых часах есть два похоже звучащих слова?
Дети отвечают.
Коля, поверни стрелки на часах, если найдешь такие слова. Ребенок выполняет.
Дети, почему Коля никуда не поворачивает стрелки, и они направлены только на картинки «Жук» и «Лук»?
Дети отвечают.
Да, таких сходно звучащих слов больше нет. Сейчас я буду двигать стрелки часов, а вы называйте картинки.
Воспитатель двигает стрелки часов и останавливает стрелки на картинках «Курица» и «Ваза». Дети называют их.
Слова курица и ваза звучат по-разному, несхоже. Теперь вслушайтесь в звучание других слов.
Дети наблюдают движение стрелок.
Лук, курица. А эти два слова как звучат? Похоже или нет? Дети отвечают.
Очень интересно узнать, как идут звуки в словах-названиях нарисованных на картинках предметов. Поможет нам в этом звуковая линейка. Кто хочет с моей помощью открывать окошки в линейке и произносить звуки слова?
Дети хором и по одному произносят слова часы, жук, курица, воспитатель дает образец произнесения: ч-ча-ас-сы-ы.