Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Оленёнок»
Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа с использованием предложенных предметов»
Подготовил воспитатель:
Бардакова Анастасия Андреевна
2023 г.
Задачи:
— связная речь: упражнять в составлении рассказа о предметах и действиях с предметами;
— словарь и грамматика: упражнять в образовании названий посуды;
— звуковая культура речи: учить правильно произносить звук [ч], отчетливо проговаривать слова с этим звуком.
Материал: посуда и продукты — хлебница и хлеб, сахарница и сахар, конфетница и конфеты, салфетки в салфетнице.
Воспитатель. Таня с мамой пошли в магазин и купили хлеб, сахар, конфеты и салфетки. Дома Таня стала накрывать на стол, да все перепутала: хлеб положила в тарелку, салфетки в стакан, сахар и конфеты положила на блюдечко. (Показывает.) Увидела мама, покачала головой: что-то не так сделала дочка. Что же, дети, она сделала не так?
Дети отвечают.
Давайте напомним Тане: из тарелки... (едят суп, борщ), из стакана... (пьют молоко, чай). На блюдце ставят чашки, чтобы... (не пачкать скатерть). А для хлеба, сахара, конфет есть специальная посуда. Для хлеба что?
Дети. Хлебница.
Воспитатель. Для сахара?
Дети. Сахарница.
Воспитатель. Для конфет?
Дети. Конфетница.
Воспитатель вызывает трех детей и предлагает Оле рассказать, как Таня пошла в магазин, Лене — рассказать, как Таня накрывала на стол, а Ане — напомнить, куда надо класть сахар, конфеты, салфетки.
После рассказа воспитатель приглашает следующую группу детей, помогает им распределить, кто начнет рассказывать, кто продолжит и кто закончит.
Физкультминутка
Дети вместе с Таней вспоминают, как пыхтит паровоз (чух-чух). Воспитатель показывает, как произносится звук [ч] (кончик языка наверху, а губы вытянуты вперед). Изображая поезд, дети двигаются по комнате и произносят чух-чух-чух, затем возвращаются на места.
Игра «Кого можно гладить»
Воспитатель. Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить. А кого можно погладить? Дети. Зайчика, котенка, ребенка. Воспитатель. А что можно погладить? Дети. Брюки, платье, юбку.
Воспитатель. Как одним словом все это назвать? Дети. Одежда. Воспитатель
Глажу платье утюгом, А кота и кошку, Что гуляют под окном, Глажу я ладошкой.
Что делает котенок, когда его гладят? Дети. Мурлычет, выгибает спинку.
Воспитатель. У каких предметов есть спина, а у каких спинка? Дети отвечают. У собачки... у дивана... Дети отвечают.
Оля, позови Свету ласково. Как ты скажешь? Оля. Светочка.
Воспитатель. А ты, Света, позови Аллу. Света. Аллочка.
Воспитатель. Алла, позови Ваню. Алла. Ванечка.
Дети выполняют.
Воспитатель. У четырех черепах по четыре черепашонка.
Дети повторяют ее хором и по одному, громко, шепотом.
По предложению воспитателя дети вспоминают стихи про мяч: «Мой веселый звонкий мяч...» С. Маршака, «Наша Таня громко плачет...» А. Барто.
Слышится ли в слове мяч звук [ч]. Дети отвечают.