Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Оленёнок»
Конспект занятия по развитию речи «Составление описаний персонажей сказки «Теремок»
Подготовил воспитатель:
Бардакова Анастасия Андреевна
2023 г.
Задачи:
— связная речь: учить составлять описание предметов;
— словарь и грамматика: учить подбирать нужные по смыслу слова; закреплять усвоение обобщающих понятий: «овощи», «одежда», «мебель»;
— звуковая культура речи: учить четко и правильно произносить звуки fpj—fp'J, подбирать слова с этими звуками; внятно произносить слова и фразы, пользуясь соответствующей интонацией; продолжать воспитывать умение определять и называть первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук.
Материал: картинка с изображением тигра; плоскостные или объемные игрушки — персонажи сказки «Теремок»; мелкие игрушки — фишки.
Воспитатель. Слушайте меня внимательно, задание трудное. Я скажу: в аквариуме плавали... А вы помогите мне придумать конец, закончить. Кто плавал? Дети. Рыбы.
Воспитатель.В аквариуме плавали рыбы. На огороде растут... Что растет на огороде?
Дети отвечают. А какие еще овощи вы знаете?
Дети. Редис, морковь, репа, картофель, петрушка, огурцы... Воспитатель. Мама надела Вове... что? Дети. Рубашку.
Воспитатель. А какую одежду вы еще знаете? Назовите. Дети. Сарафан, платье, рейтузы, фартук. Воспитатель. В комнате стоит... что? Дети отвечают. Какая мебель?
Дети. Кровать, шкаф, стол...
Воспитатель. Молодцы, много нужных слов вы помогли мне подобрать.
Воспитатель показывает картинку с изображением тигра, спрашивает, как рычит тигр. Сам протяжно произносит звукоподражание р-р-р, просит детей повторить так же. Заслушивает ответы хоровые и индиви-168
дуальные. Обращает внимание отдельных детей на то, как правильно произносится звук [р] (показывает артикуляцию).
А собака может рычать?
Дети отвечают. Как она рычит?
Дети произносят звукоподражание. А ворона может рычать?
Дети отвечают.
Что она может делать? Дети. Каркать.
Воспитатель. Как ворона каркает? Дети. Кар-кар-кар.
Воспитатель. Ворона каркает, а утка крякает. Как крякает утка?
Дети. Кря-кря-кря.
Дети повторяют звукоподражания хором и по одному.
А как кукарекает петушок?
Дети произносят звукоподражание.
Воспитатель. Как фыркает ежик? (Фр-р-фр-р.) Как хрюкает поросенок? (Хрю-хрю.) Как мурлычет кошка? (Мур-р-мур-р.) Как чирикает воробей (Чирик-чирик.)
После того как дети произнесут эти звукосочетания, воспитатель проговаривает их в случайном порядке, предлагая детям ответить на ряд вопросов. Например, произносит кар-кар и спрашивает: «Кто это? Что она делает? Фр-р-фр-р. Кто это? (Ежик, он фыркает.)» и т.д.
Затем воспитатель произносит такой набор звукосочетаний: кря-кря, хрю-хрю, ку-ка-ре-ку, мурр-мурр, чик-чирик. Дети называют животных и соответствующие действия. (Утка крякает, поросенок хрюкает, петух кукарекает, кошка мурлычет, воробей чирикает.)
Проводится физкультминутка.
Далее одной подгруппе детей предлагается спрашивать, а другой отвечать на поставленный вопрос. Воспитатель подсказывает: «Мальчики пусть спросят у девочек: Рая моет раму? А девочки пусть ответят так: Рая моет раму». Затем девочки спрашивают мальчиков: «Миша рисует?» А мальчики отвечают: «Миша рисует». (Упражнение на отработку навыков интонационной выразительности речи.)
На столе выставляются атрибуты к сказке «Теремок».
Воспитатель. Посмотрите, какие зверюшки пришли к нам играть. Это не простые игрушки, они пришли к нам из сказки. Какие это зверюшки и из какой сказки они пришли к нам?
Дети. Из сказки «Теремок».
Воспитатель. Правильно, они живут в сказке «Теремок». Мы сейчас с ними поиграем, но взять зверюшку сможет только тот, кто правильно назовет ее, голосом выделит первый звук в словах и даст описание.
Дети поочередно подходят к столу воспитателя, выбирают игрушку, произнося слово с выделением первого звука и называя его изолированно (м-м-мышка — первый звук [м]). Рассказывают о ней. Так называются все персонажи сказки и определяются первые звуки в названиях.
Воспитатель просит детей назвать слова, начинающиеся со звука [йа] (вызывает для ответа как можно больше детей), затем слова, начинающиеся со звука [п]. За каждое правильно названное слово ребенок получает фишку — игрушку. В конце выявляются победители — дети, назвавшие больше всех слов.