СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Что? Где? Когда?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Что? Где? Когда?»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 96 «Олененок» г.Брянска





Конспект



занятия по развитию речи

в подготовительной к школе группе



Тема: Что? Где? Когда?



Воспитатель: Афанасова Юлия Валерьевна



Г. Брянск

2025г.

Цель: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей через игру с элементами соревнования.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, музыкальная.

Задачи:

 Обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную речь детей;

 Способствовать обогащению и активизации словаря детей дошкольного возраста;

 Развивать составлять предложения с опорой на наглядность;

Активизировать умение понимать смысловую сторону слов. Выделять типы высказываний, самостоятельно давать описания, повествования, рассуждения;

 Развивать способность детей разгадывать простые ребусы, совершенствовать умение рассуждать, четко выражать свои мысли;

 Закреплять умение описывать предмет, выделяя основные его признаки, назначение; развивать речевую активность детей;

 Упражнять детей отвечать на вопросы какая? Какой?;

 Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, эмоциональную отзывчивость, умение работать в команде, соблюдать правила, слушать сверстников.

Методы и приемы

практические: музыкальная пауза; психотренинг «Здесь все друзья», игра – соревнование «Кто скорее перенесет предметы».

наглядные: использование схем-ребусов; использование предметных картинок для составления предложений; использование презентации с заданиями и изображением сказочных героев.

словесные: указания, объяснения, вопросы.

Материалы и оборудование

Игровое поле, волчок, конверты с заданиями, эмблемы команд «Знайки», «Умники», схемы для ребусов, чёрный ящик, карточки для составления предложений, простые карандаши, аудиозаписи, ИКТ, презентация к игре «Что? Где? Когда?», скрипичный ключ, 2 снежинки.

Ход образовательной деятельности

Звучит музыка, дети входят в зал.

Воспитатель.

Поприветствуем команды игроков «Знайки» и «Умники», а также наших гостей.

Воспитатель: раз, два, три в круг скорей иди

Психотренинг. (дети становятся в круг)

Дети. Здесь все друзья –

Я, ты, он, она.

Обними соседа слева,

Обними соседа справа.

Улыбнись соседу слева,

Улыбнись соседу справа.

Все мы дружная семья –

Я, ты, он, она!

Воспитатель.

Начинаем игру!

Команды занимайте свои места.

Воспитатель.

Итак, перед нами две команды игроков: команда «Знайки» и команда «Умники». Предлагаю вам сыграть в интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?».

(На экране появляется заставка телеигры, звучит ария «Что наша жизнь – игра…»)

Воспитатель. Жюри будет оценивать ваши ответы на задания, надо внимательно слушать, правильно и быстро выполнять задания. За правильный ответ-команда получает 1 балл.

Воспитатель. Напомните, пожалуйста, работа в команде что предполагает?

Дети: работать дружно, советоваться, слушать друг друга, принимать совместное решение.

Воспитатель: 1 раунд. Слушайте внимательно, отвечайте полными ответами.

Итак, стрелка указала на задание №… Открываем конверт и читаем.

Вопрос прислала Фея.

Внимание на экран!

З дравствуйте, дорогие ребята!

Я, - добрая фея,

Пришла к вам из сказки.

Волшебная палочка есть у меня.

Я рада приветствовать всех в этом зале.

Задание для вас приготовила я!

Воспитатель. Задание 1: ребята, сейчас мы будем передавать снежинку друг другу, и отвечать на вопросы какая? Какой?

Задание для команды «Знайки»

День зимой, какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Погода зимой, какая? - снежная, холодная, морозная.

Снег, какой? - пушистый, белый, легкий, мягкий, серебристый, липкий, сырой, мокрый, грязный, чистый.

Задание для команды «Умники»

Лед, какой?- холодный, прозрачный, скользкий, гладкий, зеркальный, темный, тонкий, голубой, ломкий, хрупкий.

Ветер зимой, какой?- сильный, холодный, колючий.

Так значит Зима, какая?- морозная, снежная, ветреная, холодная, лютая, вьюжная, блестящая, красивая.

Воспитатель. Отлично, с этим заданием вы справились. Просим наше жюри оценить это задание.

Воспитатель крутит волчок. Звучит соответствующая музыка


З адание №.. Открываем конверт, читаем задание от Буратино.

Внимание на экран!

Я – мальчишка деревянный

В полосатом колпачке.

Создан я на радость людям,

Счастья ключ в моей руке!

Воспитатель. Задание 2: Кто больше назовет родственных слов к слову «снег» и «мороз».

Ребята, что же это за слова напомните мне?

Дети: это слова, которые похожи и связанны друг с другом по смыслу.

Задание для команды «Знайки»

СНЕГ - (Дети называют: снеговик, снежинка, снегопад, снегурочка, снегоход, снежок и т.д.)

Воспитатель. Задание для команды «Умники»

МОРОЗ - (Дети называют: морозилка, мороженное, мороженщик, заморозить, морозко, морозко, морозище).

Воспитатель: Молодцы игроки и с этим заданием вы тоже справились.

Воспитатель крутит волчок. Звучит соответствующая музыка

Задание №… Открываем конверт и читаем. Задание прислал Незнайка из солнечного города.


В нимание на экран.

Привет друзья, а вот и я!

Все зовут меня незнайкой,

Будто впрямь я глуповат.

Коротышки на лужайке

Мне и верить не хотят.

Задание 3. Внимание! Вам предстоит выполнить еще одно задание. Я буду называть слова, а вы постарайтесь подобрать слово наоборот - антоним. Говорит каждый сам за себя, думаем и отвечаем быстро.



Вопросы для команды «Знайки»

Утро — ночь, смелый — трусливый, смеяться — плакать, добрый — злой, большой — маленький, светло — темно, закрыть — открыть.

Вопросы для команды «Умники»

Горький — сладкий, сесть — встать, много — мало, острый — тупой, высокий — низкий, идет — бежит, горячо — холодно.

Воспитатель: Молодцы! С заданием вы справились. Просим наше жюри оценить это задание.

Воспитатель крутит волчок. Звучит соответствующая музыка

Воспитатель:

Скрипичный ключ поставлю я, музыкальная пауза у нас, друзья.

Уважаемые игроки, предлагаю немного отдохнуть и подвигаться.

Музыкальная пауза (физминутка)

Игра «Кто быстрее перенесет предметы»

Цель игры: закрепить в речи детей правильное употребление нарицательных имён существительных в единственном числе винительного падежа.

Правила игры:

1. Играющие строятся в две команды.

2. С одной стороны комнаты ставят два стула, на них кладут по 5–6 предметов мебели и посуды. 

3. На расстоянии 6–8 м ставят два пустых стула. 

4. Двое детей становятся около стульев, на которых лежат предметы, и по сигналу «раз, два, три — бери!» начинают переносить предметы на пустые стулья, стоящие напротив. Каждый раз можно брать только по одному предмету. 

5. Выигрывает тот, кто правильнее и раньше других перенесет все предметы, и назовет их.

Образец речи: «Я перенес чайник (чашку, блюдце)».

Воспитатель. Молодцы ребята! Проходим на свои места.

Воспитатель крутит волчок. Звучит соответствующая музыка

Задание №… Открываем конверт и читаем…

З адание прислал Гарри Поттер. Внимание на экран!

Я палочкой волшебной

Тихонько проведу.

По белому и чистому

Бумажному листу.

И на листе появится

Картиночка моя.

Удачи вам мои друзья!

Задание 4. «Ребусы»

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы разгадать ребус?

Дети: Прочитать слово, загаданное в нем.

Воспитатель: Узнать зашифрованное слово, вписав в пустые клетки первую букву в названии предмета. (На экране появляются схемы для каждой команды)

Ребус для команды «Знайки»

Ребус для команды «Умники»

(Дети вписывают в пустые клетки первую букву в названии предмета. Получилось слово – ЗИМА, СНЕГ.)

Воспитатель: Молодцы! С заданием вы справились. Просим наше жюри оценить это задание.

Воспитатель крутит волчок. Звучит соответствующая музыка

Задание №… Открываем конверт, читаем. Задание от Фрекен Бок.

В нимание на экран!

Я была домоправительницей

И вела дела всерьез,

А теперь я домомучительница,

Водят все меня за нос!

Задание 5. «Составь предложение по картинке»

Цель: формирование умения детей правильно составлять

предложения, используя карточки – схемы.

Перед вами карточки-схемы. Ваша задача, составить, предложения используя предлог «В» или «НА», указанные на карточке.

Задания для команды «Знайки»

Задания для команды «Умники»

Воспитатель: Молодцы! С заданием вы справились. Просим наше жюри оценить это задание.

Воспитатель крутит волчок. Звучит соответствующая музыка

Задание номер… Открываем конверт, читаем.


В оспитатель.

Этот конверт оказался с сюрпризом!

Внесите в зал чёрный ящик.

Ребята послушайте загадку и вы узнаете, что находится в ящике.

Загадка:

По темному небу рассыпан горошек

Цветной карамели, из сахарной крошки,

Только тогда, когда утро настанет, вся карамель та внезапно растает..?

Дети: Звезды

Ребята, в ящике для вас цветные звезды, желтого и зеленого цвета.

Желтая звезда обозначает – если вам было легко и все получилось,

Зеленая звезда - было трудно, не все получалось.

Дети, оценивают себя.

Воспитатель: Максим, скажи нам, почему ты взял желтую звезду?

Ксюша, а ты почему взяла зеленую звезду?

Воспитатель: Настало время определить ту команду, которая набрала большее количество баллов, и стала победителем в нашем сегодняшнем интеллектуальном марафоне.

Воспитатель: попросим наше уважаемое жюри подвести итоги.

Слово предоставляется жюри…объявление результатов.

Подведение итогов. Объявление победителей. Награждение.

Под музыку команды выстраиваются перед гостями. Жюри объявляет окончательный итог соревнований.

Команда «Знайки» сегодня заработала ……баллов, давайте поаплодируем ей.

Команда «Умники» сегодня заработала ……баллов, давайте поаплодируем ей.

Дружба - великая сила. Вот она и победила!

Использованная литература:

  1. Аджи, А. В. Открытые мероприятия для детей подготовительной группы. Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" / А.В. Аджи, Н.П. Кудинова. — М.: Метода, 2014.

  2. Артюхова, И. С. Играем, дружим, растем. Сборник развивающих игр. Подготовительная к школе группа / И.С. Артюхова, В.Ю. Белькович. — М.: Русское слово — учебник, 2015. — 271 c.

  3. Артюхова, И. С. Играем, растем, готовимся к школе. Сентябрь. Подготовительная к школе группа. Книга-пазл / И.С. Артюхова. — М.: Русское слово — учебник, 2015. — 116 c.

  4. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа / В.В. Гербова. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 112 c.