Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе на тему «Семья»
В занятии принимают участие дети средней и подготовительной групп.
Задачи:
уточнять и расширять словарный запас по теме;
совершенствовать грамматический строй речи;
развивать навыки построения простых и сложных предложений;
стимулировать речевую активность, устную связную речь.
Оборудование: фотографии семьи (старые), общие и отдельных членов семьи, предметные картинки к предложениям, рисунки по точкам или клеточкам, раскраски.
Ход занятия.
1.Организационная часть.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что я нашла в одном старом альбоме.(показывает старую фотографию)
(Дети высказывают свои предположения.)
Воспитатель: Это дедушка Сережа со своими родителями, ему здесь семь лет. А вот моя фотография, когда мне было 7 лет, а это мои родители. Давайте поиграем в игру «Кого как называть?»
Кто для вас мама вашей мамы?(Бабушка.)
Кто папа моего папы?(Дедушка.)
Вы для мамы вашей мамы кто?(Внук, внучка.)
2.Основнаяь часть.
В вашей семье есть люди разного возраста. Самые старшие-бабушка и дедушка. Моложе их -папа и мама. Младшие в семье-это вы, дети.У вас –дружная семья. А вы помните стишки про пальчики?
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Этот пальчик-дедушка, Дети загибают большой палец.
Этот пальчик-бабушка, Загибают указательный.
Этот пальчик-папочка, Загибают средний.
Этот пальчик-мамочка, Загибают безымянный.
Этот пальчик-я, Загибают мизинец.
Вместе-дружная семья. Загибают все пальцы в кулачок.
Воспитатель: В дружной семье все помогают друг другу, у каждого есть свои обязанности. Давайте вспомним: у кого в нашей семье какие дела?
1-й ребенок: Мама готовит обед, стирает, ходит по магазинам, воспитывает нас.
2-й ребенок: Папа ремонтирует мебель , играет с нами в футбол, зарабатывает деньги, помогает маме по дому, выносит мусор.
3-й ребенок: Дедушка работает на даче, возит нас купаться.
3-й ребенок: Бабушка печет блины, читает нам сказки, поет колыбельные.
Воспитатель: Все в семье любят друг друга и заботятся о каждом. Поэтому очень важно, чтобы вы помогали родителям, бабушке с дедушкой. Обычно, когда вы делаете что-то полезное, вас хвалят и называют ласковым словом. А давайте поиграем в игру «Назови ласково» (воспитатель подбирает слова, а дети называют «ласковые слова».
Сын-сыночек, сынуля, сынишка.
Дочь-доченька, дочурка.
Брат-братик, братишка.
Сестра-сестренка, сестричка.
Мама-мамочка, мамуля.
Папа-папочка, папуля.
Дед-дедушка, деда, дедуля.
Бабушка-бабуля, бабуленька.
Физкультминутка
Маму я свою люблю, Дети обнимают себя за плечи.
Я всегда ей помогу:
Я стираю, полощу, Делают легкие движения кистями рук.
Воду с ручек отряхну, Стряхивают «воду» с рук.
Пол я чисто подмету Подметают пол.
И постель ей постелю. Взбивают подушку.
Маме надо отдыхать, Кладут под щеку сложенные
Маме хочется поспать вместе ладони.
Я на цыпочках хожу и ни разу, Проходят несколько шагов на цыпочках.
Я ни разу ни словечка не скажу. Прижимают указательный палец к губам.
После фикультминутки воспитатель дает старшим индивидуальное задание подготовку руки к письму, в то время младшие отвечают на вопросы по сюжетным картинкам.
Ребенок рассматривает картинку, воспитатель читает ему предложения под картинкой и задает вопросы(например, Бабушка Оля вяжет внучке шерстяной шарф. Кто вяжет шарф? Как зовут бабушку? Кому она вяжет шарф? Какой шарф вяжет бабушка?
Воспитатель: (спрашивает у младшего ребенка) А какие колыбельные помнишь ты? Давай выучим колыбельную «Гуленьки»
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стала Лиза засыпать.
Понравилась колыбельная? Старшие уже закончили, наверное, свои рисунки, давай посмотрим, что у вас получилось? А вы хотите рисовать?
Младшим дается задание раскрасить картинку по теме, а со старшими детьми выполняют другие задания.
Игра «Скажи какой?»
Мама какая?(добрая, ласковая, нежная, любимая…)
Папа какой?(умный, строгий, сильный, умелый,..)
Бабушка какая?(мудрая, старенькая, заботливая,….)
3.Заключительная часть.
Воспитатель: Вот сколько всего мы рассказали о наших родных и близких людях. Давайте составим небольшой рассказ о ком-нибудь. Выберите фотографию того, о ком вы хотите рассказать.(Дети составляют рассказы.)
Воспитатель: Как хорошо, что у нас такая дружная семья! Давайте постараемся так заботиться друг о друге, чтобы в нашей семье всегда жили мир, дружба и любовь.