Занятие в средней группе: «Волшебная осень»
Цель:
закрепить и расширить представления детей о сезонных изменениях в природе осенью;
учить детей называть характерные признаки овощей и фруктов, используя приобретенные ранее природные знания о растениях;
уметь различать овощи и фрукты по внешним признакам и особенностями сбора;
развивать внимание, воспитывать эстетические чувства дошкольников, любовь и интерес к природе.
Материал: картины «Осень», «Сад», «Огород»; овощи и фрукты, корзина, стихотворение «Осень», загадки про фрукты и овощи для детей.
Ход занятия в средней группе детского сада:
Организационный момент
ОСЕНЬ
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Основная часть занятия
— Скажите, какое сейчас время года?
— Осень какая? (дети называют: щедрая, богатая, разноцветная, золотая, дождливая…).
— Вспомните, какая бывает осень? (холодная, яркая, золотая, красочная).
— А что осень дарит людям? (урожай)
— Какой урожай дарит осень? Разгадаете загадки и узнаем. (огурцы, помидоры, яблоки, груши, лук, чеснок, капусту…)
Загадки об овощах и фруктах для детей:
Тот, кто ест его, тот знает –
Всех микробов он убивает.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
С меня листья обдирают,
Меня квасят, в борщ бросают,
В пирогах меня пекут
И в салат меня секут! (Капуста)
В бочке мы их засолили,
А потом всю зиму ели.
Свежий и соленый
Он всегда зеленый. (Огурцы)
Из неё мы на обед
Сварим борщ и винегрет.
Так румяна и кругла
И полезна нам … (Свекла)
Расту в земле на грядке я,
Оранжевая, длинная, сладкая. (Морковь)
Под землей родился
И для супа пригодился.
Меня чистят, режут, трут,
Жарят, варят и пекут. (Картофель)
Зеленый чуб, красный бок,
Вкусный из него давят сок.
Летом зеленеет,
К осени краснеет. (Помидор)
Очень вкусная, желтая, медовая,
Ест ее малый Андрюша.
Догадались, что это? (Груша)
Сочное, красненькое,
Круглобокое, сладенькое. (Яблоко)
— Ребята, А как назвать одним словом яблоки, груши – это … (фрукты); помидоры, огурцы – это … (овощи) Молодцы!
— Что можно приготовить из фруктов? (сок, варенье, джем, компот, испечь пирожки…); из овощей? (рагу, борщ, винегрет, салат, икру, просто сварить овощи)
- Давайте вместе рассмотрим, какой лес осенью.
(Воспитатель вывешивает картинку «Лес осенью»).
— Какой лес изображен на картине?
— Какие деревья осенью?
— Какие листочки осенью?
— Какие цвета у осени?
А теперь рассмотрим какой сад осенью.
(Вывешивается картинка «Сад осенью»).
— Какие ягоды растут в нашем саду?
— Какие фрукты растут в нашем саду?
— А овощи растут в саду?
А куда же еще пожаловала осень? Где оставила для на свои дары? Осень пришла на огород.
(Вывесить картинку «Огород осенью»).
— Что растет на огороде?
— Как назвать все это, одним словом?
— Какие овощи растут в земле?
— Какие над землей?
Дидактическая игра «Закончи предложение»:
Яблоки, груши, сливы, черешни, абрикос это – (фрукты).
Картофель, капуста, помидор, огурец, чеснок это — (овощи).
Земляника, малина, смородина это – (ягоды).
А теперь отгадаем интересные загадки. Готовы?
Дидактическая игра «Узнай по описанию»
(воспитатель описывает фрукт или овощ по его признакам, дети узнают их и называют).
Итог занятия. Рефлексия
Воспитатель. Какое время года наступило?
Как вы узнали?
Что осень для нас подготовила?
Понравилось вам наше занятие, дети?