Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе
на тему: «Посуда»
Слепцова А.А., воспитатель
Цель: систематизировать и пополнять знания детей о посуде.
Образовательные задачи: дать представления детям о классификации посуды. Активизировать и обогатить словарь детей именами существительными и прилагательными. Совершенствовать связную речь путем развития диалогической речи, составления описания загадки. Закрепить навыки рисования по контуру.
Развивающие задачи: развивать творческое мышление, воображение, внимание, общую и мелкую моторику.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к посуде. Повышать творческую активность детей. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Материал и оборудование: ПК, проектор, иллюстрации на тему: «Посуда», конверт с загадками, предметы в коробке (стакан, чашка, тарелка, ложка), картины (ЦОР), предметные картинки, разрезанные на части картинки, шаблоны посуды, фломастеры, конфеты для сюрпризного момента.
Ход занятия:
I.Вводная часть.
1.Сюрпризный момент.
Воспитатель: Дети, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Садитесь, пожалуйста.
У меня конверт. А там загадки. Если отгадаете правильно, то узнаете, о чем мы будем говорить на занятии.
1. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (чайник)
По моей тарелочке
Лодочка плывет.
Лодочку с едою
Отправляю в рот. (ложка)
Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень-
Хлеб, картошку, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (нож)
И в столовой, и на кухне,
В ресторане – и везде:
Если варят – то в кастрюле,
Жарят – на …. (сковороде)
А внутри-то посмотри,
Сладость белая внутри. (сахарница)
Воспитатель: Конечно же, ребята, мы с вами сегодня будем говорить о посуде.
II. Основная часть
2. Беседа.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю зайти в магазин «Посуда» и посмотреть, что там продают.
Воспитатель: Посмотрите на верхнюю полку. Назовите, что видите? Это чайная посуда. Как вы думаете, для чего она нужна? Всё это нужно для того, чтобы пить чай.
Воспитатель: А теперь посмотрите на нижнюю полку и назовите что видите там.
Это столовая посуда. Для чего она нужна? Столовая посуда – это та, из которой мы едим. Всё то, что мы каждый день видим на обеденном столе
Воспитатель: А еще на кухне бывают электроприборы , которые помогают готовить еду. Воспитатель: Прибор, который варит кофе , одним словом называется как?
Дети: Кофеварка.
Воспитатель: Знаете прибор, который рубит мясо?
Дети: Мясорубка.
Воспитатель: А тот, который режет овощи?
Дети: Овощерезка.
Воспитатель: Варит быстро, скоро?
Дети: Скороварка.
Воспитатель: Ребята, мы с вами побывали в магазине и узнали о том, что посуда бывает чайной и столовой.
3. Обследование предметов
Воспитатель: А теперь узнаем, что из чего сделано.
Ребята, у меня вот такая красивая коробка. Как вы думаете, что лежит в коробке? Сейчас мы узнаем.
Воспитатель: Что это? Из чего сделан стакан?. Его сделали из стекла – значит он какой?
Дети: Стеклянный
Воспитатель: Что это? Из чего сделана чашка? Она сделана из фарфора – фарфоровая чашка.
Воспитатель: Что это? Из чего сделана ложка? Ложка сделана из дерева – значит ложка деревянная.
Воспитатель: Что это? Из чего сделана тарелка? Тарелка сделана из пластмассы – тарелка пластмассовая.
Воспитатель: Теперь давайте закрепим то, что узнали.
Стакан из стекла. Какой стакан?
Чашка из фарфора. Какая чашка?
Ложка из дерева. Какая ложка?
Тарелка из пластмассы. Какая тарелка?
Воспитатель: Мы с вами узнали, из чего бывает сделана посуда.
4. Физминутка «Посуда»
Дидактическая игра «Где живут продукты?»
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Где живут продукты?».
Тот, кто поймает мяч, скажет, в чём подают эти продукты.
В чём подают чай? Чай подают в чайнике. Стараемся дать полный ответ.
В чем подают сахар?
В чем подают хлеб?
В чем подают салат?
В чем подают молоко?
В чем подают масло?
Воспитатель: Мы с вами узнали, где живут продукты. Молодцы, хорошо поиграли!
7. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель: Нам прислали картинки. Что вы видите? Перечислите картинки. Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании?
Воспитатель: Что здесь лишнее и почему?
Дети: Лишний мяч, он игрушка.
Воспитатель: Все остальное?
Дети: Посуда.
Воспитатель: Назовите следующие картинки. Что лишнее и почему?
Дети: Лишнее яблоко. Это фрукт.
Воспитатель: Все остальное что?
Дети: Посуда.
Воспитатель: Верно. Молодцы! Вы были очень внимательны.
8.Дидактическая игра «Угадай по описанию»
Воспитатель: У меня есть посуда. Я буду ее словами описывать, вы её угадайте.
Воспитатель: Она белая, круглая, фарфоровая. На ней нарисованы цветочки. Имеет дно. Из неё едят суп. Что это?
Дети: Это тарелка.
Воспитатель: Он большой, металлический, красный. У него есть крышка, носик, ручка, дно. В нем кипятят воду.
Дети: Это чайник.
Воспитатель: Она прозрачная, стеклянная. Имеет дно, стенки и 2 ручки, крышку. В неё можно положить что-то сладкое для чая.
Дети: Сахарница.
Воспитатель: Молодцы! Правильно отгадали название посуды.
Воспитатель: Иногда бывает так, что мы нечаянно разбиваем посуду.
Поэтому с ней надо обращаться очень бережно. Когда вы будете дежурить, помните об этом.
8. Пальчиковая гимнастика «Помощники»
Воспитатель: Давайте подготовим наши руки к работе, сделаем пальчиковую гимнастику «Помощники».
9. Дидактическая игра «Разбитая посуда».
Воспитатель: Следующая игра называется «Разбитая посуда». Вам нужно собрать целое из частей. Сейчас будем склеивать осколки, которые лежат у вас в конвертах. Для этого надо сложить части картинки правильно.
10. «Художественная мастерская»
Воспитатель: А теперь мы окажемся в художественной мастерской. Превратимся в художников и распишем посуду. Посуда бывает невиданной красоты. Вот посмотрите. Нравится вам дети? Вы хотите, чтобы у вас была такая красивая посуда? Сейчас каждый из вас придумает и распишет свою посуду.
У каждого на столе силуэт чашки и фломастеры. Пусть каждый из вас найдет свой способ создания рисунка. Желаю вам успеха!
Воспитатель: Ребята заканчиваем работу. Сейчас у нас откроется выставка рисунков. Ну, как вам нравится выставка? Мне тоже она очень понравилась.
III. Заключительная часть
Вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравилось? Что нового узнали? Какая посуда бывает? (Чайная и столовая). Что особенно понравилось? Я довольна вашей работой и угощаю вас конфетами.
Использованная литература
1. Зырянова Л.Н, ЛужбинаТ.В.Занятия по развитию речи в ДОУ ⁄ Л.Н. Зырянова,Т.В. Лужбина. – Ростов н⁄ Д:Феникс, 2012. – 271с.
2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей ⁄ О.И. Крупенчук. – Спб.: Литера, 2004. – 208с.
3. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх ⁄ О.Ю. Филимонова. – СПб: «Детство – пресс», 2007. – 128с.
4. Кыласова Л.Е. Развитие речи: конспекты занятий для подготовительной группы ⁄ Л.Е. Кыласова. – Волгоград:Учитель, 2011. – 332с.
5. Бардышева Т.Ю, Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5 – 6 лет с ОНР / Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. – М.: Скрипторий 2003, 2017.– 280с.