СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по развитию речи в старшей группы «Осень»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи в старшей группы «Осень»»



Конспект занятия по развитию речи в старшей группы

«Осень»

Цели:

- закрепить знания по теме «Осень»;

- познакомить детей с буквой О, её графическим изображением;

- закрепить понятие «гласные звуки»;

- закрепить навыки четкого различения и произношения [о] в слогах, словах, предложениях;

- закрепить умение выделять звук в начале, середине и конце слова;

давать характеристику звука О;

- развивать фонематический слух и восприятие, память, внимание;

- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;

- развивать дыхание, голос, мимику;

-воспитывать у детей нравственные качества.


Материал: символ звука О, картинки со звуком О (в начале, середине, конце слова, схемы – артикуляции звука и отличия звуков от букв, буква О, схемы предложений, листы бумаги с буквами и заданиями, карандаши, зеркало, кленовый лист.


Ход занятия: Воспитатель обращает внимание на кленовый лист, загадывает загадку:

Закружил осенний лист

И упал под ноги.

Кто же золотом решил

Вымостить дороги?

Дети: Осень.


Воспитатель: Волшебный Листочек приглашает нас поиграть - На место сядет тот, кому листочек ляжет на ладонь и попросит назвать слова, отвечающих на вопросы: Какой? Какая? Какое?


Упражнение «Подбери слова»

Осень какая? (холодная, дождливая, разноцветная).

Погода осенью  какая? (дождливая, пасмурная, туманная, хмурая).

Лес осенью какой? (золотой, расписной, разноцветный, красивый).

- Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием, я думаю, что вы легко справитесь и с остальными.

Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас? (Осень) Давайте позовём осень - О -о -осень!

– С какого звука начинается слово осень?

Прослушайте слова и догадайтесь, о каком звуке сегодня пойдет речь.

Ослик, Остров, Облако, Осы

Конечно же, это звук О. Сегодня на занятии мы поговорим о звуке и букве О.


 Характеристика звука [О]

– Возьмите зеркала и произнесите звук [О].

– Что происходит с губами, когда мы произносим звук [О]? (демонстрация символа звука).

Произнесите звук [о] и понаблюдайте, что происходит с вашим ртом. Ваши губы вытянулись в трубочку; рот сузился; звук произносится легко, свободно и проходит без преград. Его можно тянуть, петь. Никаких шумов вы не услышите, потому что образуется этот звук только с помощью голоса. А это значит, что звук – гласный.

Чаще всего мы произносим этот звук, когда удивляемся или когда нам больно. Этот звук помогает выражать нам чувства и эмоции.

Упражнение «Поймай звук [О]»

– Я вам называю разные звуки, а вы хлопаете в ладошки, когда услышите звук [О].

Ох, ах, ух, ок, ак, ко, кА, со, ло, ли, во , ва, мА, мо.

Показ буквы.

Воспитатель: Это буква О. Буква О - обозначает звук О.

- Напомните мне, а чем же звук отличается от буквы? Схема.

Посмотрите на неё. На что похожа буква О? (На обруч, на колесо, на баранку, на спасательный круг, на луну).

Стихотворное описание графического образа буквы.


В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы смогла.



Посмотри на колесо –

И увидишь букву О.

Анализ буквы О.

- Посмотрите, из каких же элементов состоит буква о (большой овал).

- Сколько элементов у буквы о (один).

Воспитатель: Ребята, нарисуйте пальчиком в воздухе букву О, вылепите ее из пластилина, выложите из палочек , из шнурков.

Воспитатель: Я раздам вам листочки с заданиями, вам нужно заштриховать букву О, написать ее, раскрасить те предметы, которые начинаются на буквы – о.

Физминутка:

Хомка-хомка, хомячок, 
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает, 
Щеки моет, шейку трет. 
Подметает хомка хатку ,
И выходит на зарядку. 
Раз, два, три, четыре, пять! 
Хомка хочет сильным стать. (Дети имитируют все движения хомячка)

Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Воспитатель: Осень приготовила для вас игру.

На магнитную доску выставляю предметные картинки:

овощи, зонт, гриб, ведро.

Воспитатель: Что лишнее?

Дети: Лишний гриб, потому что в словах овощи, зонт, ведро есть звук [О], а в слове гриб, звука [О] нет.

Предметную картинку «гриб» убираю.

Воспитатель: Посмотрите на оставшиеся картинки: овощи, зонт, ведро. Назовите слово в названии которого звук [О] в начале (овощи) , в середине (зонт) , в конце (ведро).

Выставляю предметные картинки: пальто, обувь, груша, картофель.

Воспитатель: Что лишнее?

Дети: Лишняя груша, потому что в словах пальто, обувь, картофель есть звук [О], а в слове груша звука [О] нет.

Предметную картинку «груша» убираю.

Воспитатель: Посмотрите на оставшиеся картинки: пальто, обувь, картофель. Назовите слово, в названии которого звук [О] в начале (обувь), в середине (картофель), в конце (пальто).

Воспитатель: Молодцы! А сейчас я буду называть слова, а вы определите какое слово лишнее: кит, огурец, кот, дупло. Дети: Кит - нет звука о. Назовите слово в названии которого звук [О] в начале (огурец) , в середине (кот) , в конце (дупло).


Воспитатель: Следующее задание – скороговорка (повторить ее медленно – тихо, быстро – громко)

«Осинку украсила осень,

Осинка нам нравится очень»


«Опель» лучше, чем «Ока»,-

Сделан «Опель» на века.

Воспитатель: Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Давайте посмотрим мультфильм «Уроки Тетушки Совы - Азбука Малышка. Буква О».

Итог занятия.

-Что вам понравилось, запомнилось на занятии? (Оценка работы детей.)







































Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 21 «Незабудка»

Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан









«Осень» (развитие фонетико – фонематической стороны речи)



Открытый показ образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе в рамках заседания муниципального методического объединения для воспитателей ДОО ЗМР РТ по образовательной области «Речевое развитие» по проблеме:

«Деятельный подход к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО», проведенное на базе МБДОУ №21 «Незабудка»







Подготовила: Прибыткова О.К.

воспитатель первой квалификационной

категории МБДОУ №21 «Незабудка» ЗМР РТ



18 ноября 2019 г.