Способствовать развитию звуко- буквенного анализа, фонематического восприятия.
Познакомить со звуками В-Ф как звонкими и глухими согласными.
Познакомить с буквами В-Ф как письменными знаками звуков В-ВЬ, Ф-ФЬ. Учить писать печатные буквы В-Ф сначала по точкам, а затем самостоятельно.
Учить писать и читать слоги с В + 10 гласных, с Ф + 10 гласных.
Познакомить со звуками В-ВЬ, Ф-ФЬ.
Закреплять умение определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением – синий квадрат,зелёный квадрат. Совершенствовать навык чтения.
Закреплять умение определять ударный слог и ударные гласные, обозначать ударение значком.Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки
. Материал: цветные карандаши, карточки-картинки, простые карандаши, слоговые домики, слоговые цепочки , стихи , рабочая тетрадь « От АдоЯ», схема предложения, чистоговорками, физкультминутки: «Пальчики», «Мы писали и устали», д/и : «Подскажи словечко», игра: «Определи место звука в слове», игра: «Слоговые домики», игра: «Подскажи словечко», игра: «Заколдованные слова», игра: «Составь предложение» дыхательная гимнастика «Ёжик», « Филин».
Ход ООД,
В: ребята, послушайте внимательно и отгадайте мои загадки.
«Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём.
Но умело правь рулём» (Велосипед)
«Серовато, зубовато
По полю рыщет
Телят, ягнят ищет». (Волк)
Когда пошли мы на парад,
Его в руке нёс старший брат
Нам без него нельзя никак,
Ведь это наш российский….( флаг).
Днем молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает,
Прохожих пугает.
(Филин)
В: Сегодня мы с вами познакомимся со звуками В-ВЬ, Ф-ФЬ, с буквами
В-Ф».
«Буква Ф»
«Ф» на филина похожа,«Ф» фонарь напоминает тоже
«Ф» - надула буква щёки.«Ф» - и встала –руки в боки.
Фу!- мы выдохнем невольно –Чем ты буква не довольна?
«Ф» фырчит – как скука!Я служу глухому звуку!
Буква «В», моя сестренкаЗвук обозначает звонкий.
Артикуляционная гимнастика: «Лопаточка», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье».
Шутки-чистоговорки надифференциацию звуков В-Ф.
(дети проговаривают вместе с воспитателем)
Чистоговорки на букву Ф
Фа-фа-фа - в углу стоит софа.
Аф-аф-аф - в замке живет граф.
Фе-фе-фе - он живет в Уфе.
Фэ-фэ-фэ - мы пойдем в кафе.
Чистоговорки на букву В
Ва-ва-ва — повтори слова.
Ва-ва-ва — вяжем кружева.
Ва-ва-ва — выросла трава.
Ве-ве-ве — одуванчики в траве.
В: Ребята, назовите мне слова на букву В
Д: Вова, ворона, ворота, вилка, велосипед, вафля, Валя, волк, воробей, вешалка и т.д.
В: Ребята, назовите мне слова на букву Ф
Д: Фартук, филин, фонтан, флаг, фломастеры, фонарь, фрукты и т.д.
Игра: « Подскажи словечко»( Д/и : «Подскажи словечко»( Задание №1).
(работа в тетрадях)
Подсказать слово в конце стихотворения , найти изображение подсказки и обвести его.
Я весь день ловлю жуков Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю, Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей! Я бывалый ….(воробей)
Праздник, праздник у ворот, Кто встречать его пойдет?
Я и верный мой дружок- Красный маленький ……( флажок).
В: Назовите предметы, которые обвели (воробей, флажок).
Назовите первые звуки в этих словах (В-Ф). Звук В-звонкий, а Ф-глухой.
Игра: «Определи место звука в слове» (Задание №2).
(работа в тетрадях)
Д: (корова, ветка)
В: Определите их место в словах и отметьте на схеме условным обозначением .
Д: Ветка-зеленый квадрат в начале прямоугольника, корова –синий квадрат в середине прямоугольника.
В: Назовите слова со звуками Ф-ФЬ.
Д: (конфета, шарф)
В: Определите их место в словах и отметьте на схеме условным обозначением.
Д: Конфета- зеленый квадрат в середине прямоугольника, шарф – синий квадрат в конце прямоугольника.
Физкультминутка:
Мы писали, мы писали
Наши пальчики устали
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
Игра: «Слоговые домики» (Задание №3).
(работа в тетрадях и у доски)
В: Буква В написана в левом уголке ,а в правом –ее шуточное изображение .
У буквы В, ну прямо смехота –
На удивление, два живота.
И.Юлюмкина.
В:Напишите букву В в слоговом домике сначала по точкам , а затем самостоятельно. Прочитайте слоги в слоговом домике. Одинаково ли про износится звук В в слогах, которые прочитали?
Д: Нет с гласными А,О,У,Ы,Э он произносится как В, а с гласными Я,Ю,Е,Ё,И,- как ВЬ.
В: Буква Ф написана в левом уголке , а в правом –ее шуточное изображение .
Дедушка надел очки –
И смешно вдруг стало
Он похож на букву Ф,
А я то и не знала.
В:Напишите букву Ф в слоговом домике сначала по точкам , а затем самостоятельно. Прочитайте слоги в слоговом домике. Одинаково ли про износится звук Ф в слогах, которые прочитали?
Д: Нет с гласными А,О,У,Ы,Э он произносится как Ф, а с гласными Я,Ю,Е,Ё,И,- как ФЬ.
Физкультминутка:
Мы писали и устали ,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками Похлопали- раз, два, три.
Ножками потопали- раз, два, три.
Сели , встали, встали сели .
И друг друга не задели
Мы немножко отдохнем
И опять читать начнем.
Игра: « Заколдованные слова»
Игра: «Составь предложение»
Игра: « Подскажи словечко» ( Задание №5)
В: Подскажите слово в конце стихотворения и напишите его под соответствующей картинкой. Запишите слово знаками (работа в тетрадях).
1.Окраской – сероватая,
Повадкой –вороватая,
Крикунья хрипловатая-
Это…..(ворона).
2.Скоро вечер, посмотри-
Загорелись ….(фонари).
В: Молодцы ребята, со всеми заданиями справились.
Итог:
(детям раздаются флажки)
В : С какими звуками и буквами мы сегодня познакомились?
Д: Со звуками «В-ВЬ», и «Ф-ФЬ», и буквами «В-Ф».
В:Какими они бывают ?
Д: Твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими согласными.
В: Знакомство с другими звуками и буквами мы продолжим на следующих занятиях. А сейчас до свидания.