СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по развитию речи "Зима. Зимние забавы" в старшей логопедической группе

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект будет полезным учителю-логопеду, воспитателю. В нем подобраны игры и упражнения по теме "Зима. Зимние забавы", описан словарь по данной теме, указаны задачи занятия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи "Зима. Зимние забавы" в старшей логопедической группе»

Дата_______________________

Занятие 1. Зима. Зимние забавы.

Словарь:

  Существительные: зима, время года, декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лед, иней, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, вьюга, буран, буря, хлопья, крупа, водоемы, заносы, стужа, забавы, холод, голод, оттепель, сосульки.

       Прилагательные: морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная, легкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, липкий, скользкий, прозрачный, искрящийся, хрустящий, трескучий, зимняя, теплая, меховая, опасная.

       Глаголы: метет, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, подмораживает, засыпает, заметает, рыщут, лепят, катаются, топят, зябнут, чистят, сгребают, раскидывают, утрамбовывают, скользят, скрипит, сверкает, подтаивает.

Задачи:

К.-О.:

- расширить словарь по теме;

- закрепить признаки зимы;

- формировать обобщающие понятия «Времена года», «Зима»;

-заучить названия зимних месяцев;

К.-Р.:

- развивать навыки диалогической речи; внимание, память, мышление; артикуляционную, мелкую, общую моторику;

К.-В.:

- воспитывать бережное отношение к природе; усидчивость, умение слушать сверстников и педагога.

Оборудование: предметные картинки с изображениями примет зимы, зимних забав, салфетки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Беседа о временах года.

  1. Игра «Когда это бывает?»

Дни еще короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. День за днем — снегопады. Снег укрывает землю пушис­тым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарниках. Лес становится праздничным, похожим на белый резной терем.  Часто метут метели, кружат снежные вихри, вьюги. Стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты тол­стым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узо­ры. Деревья и кусты стоят без листьев. В это время года они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебирают­ся поближе к жилью людей. Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.

 У детворы много веселых забав — катание на санках, лыжах и коньках. Ребята строят снежные крепости, играют в снеж­ки, лепят снеговиков и зверушек из снега.

Демонстрировать соответствующие картинки.

  1. Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.

                    Летом дни жаркие, а зимой - холодные.

                    Летом небо светлое, а зимой-…

                    Летом день длинный, а зимой …

                    Летом солнце яркое, а зимой -…

                    Весной лёд на реке тонкий, а зимой-…

                    Снег мягкий, а лёд-….

                    Одни сосульки длинные, а другие-...

  1. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-определений и слов-действий).

    Зима (какая?) – холодная, снежная, морозная, долгая.

       Снег (какой?)-….

       Снежинки (какие?)-….

       Лёд (какой?)-…

       Погода (какая?)-….

   Снежинки зимой (что делают?) – падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают.

       Лёд на солнце (что делает?)-…

       Дети на зимней прогулке (что делают?)-…

       Метель (что делает?)-…

  1. Физ. минутка

«Зайка»

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)

  1. Игра «Зимние месяцы».

Декабрь-дети садятся на корточки (кулак).

Январь- руки в стороны, ноги на ширине плеч (ребро).

Февраль- руки вверх, встать на носочки (ладонь).

  1. Игра «Путаница».

(А когда это бывает?)

Зимой дети купаются в реке.

Зимой начинается листопад.

Зимой перелетные птицы возвращаются из теплых стран.

Зимой медведь просыпается от зимней спячки.

Зимой ярко светит солнце.

Зимой на деревьях появляются почки и т.д.

  1. Анализ. Итог.

С занятия уходит тот, кто назовет одну примету зимы.