КОУ Омской области «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
Конспект занятия по речевому развитию «Осень» для детей среднего дошкольного возраста с ОНР
Подготовила: воспитатель Рогова Н.Д.
2022 г
Цель: закрепить знания о характерных приметах осени, учить отвечать на вопросы.
Задачи:
- формировать фонематическую сторону речи
- развивать понимание смысла и содержания картины
- развивать диалогическую речь ребенка.
Образовательные: активизировать в речи прилагательные и глаголы; формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, закреплять представление о значении терминов «слово», «звук»;
Развивающие: Развивать диалогическую речь, мелкую и общую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, творчество, любознательность, закрепить произношение звуков (с) -(ш), развивать длительный плавный выдох.
Ход занятия.
1.Дети входят в группу и встают полукругом у доски.
Воспитатель:
«Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!»
Дети (улыбаются друг другу): «Доброе утро!»
Воспитатель: «А теперь посмотрите, пожалуйста, в окно и скажите, проснулось ли солнышко, чтобы порадовать нас своей добротой?»
Ответы детей: «Нет!»
Воспитатель: «А почему солнышко так поздно сейчас просыпается?»
Ответы детей: «Сейчас осень, ночи осенью длинные, а дни короткие».
2.Основная часть:
Воспитатель:
Ребята, вы хотите отправиться в путешествие в необычный лес. (Ответы детей)
Но прежде, чем отправится в лес, давайте вспомним, как нужно себя вести в
лесу?
Дети: Мы будем очень осторожными, будем смотреть под ноги и не будем
шуметь и баловаться, чтобы не распугать всех лесных жителей…
Воспитатель: Ребята, а на чём можно отправиться в путешествие?
А мы сегодня с вами отправимся в лес на воздушном шаре, для этого
вам необходимо надуть воздушные шары вот так: воспитатель показывает -
дети «строго надувают шары» – с-с-с-с-с.
Воспитатель: ребята, посмотрите, где мы с вами оказались? (Обращает внимание детей на картинку "Осень")
Это лес стоит густой
Нам качает головой.
Ветки ласково он тянет
В гости нас зовёт и манит.
Здравствуй, здравствуй, добрый лес,
Полный сказок и чудес!
Никого мы не обидим,
Чудеса твои увидим.
Воспитатель: Ой, ребята, что это случилось со всеми деревьями, почему
листья такие яркие, как - будто их кто-то разукрасил, и лежат на земле, а не
висят на ветках?
Ребята, давайте хором назовём время года! (Осень).
Посмотрите, ребята, осень - очень красивое время года. Тихо в осеннем лесу,
только слышно как шуршат листья под ногами. Ребята, пройдитесь и
послушайте шорох листьев. Как шуршат листья? (Дети протяжно шшш).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на наш осенний лес, давайте расскажем,
какие изменения произошли с приходом осени?
Игровое упражнение «Подбери действие».
Воспитатель: У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Осенью листья (что делают?) – дети: желтеют, опадают.
Осенью дождь (что делает?) – идёт, моросит,
Осенью (что делают с урожаем?) – убирают, собирают,
Осенью птицы (что делают?) – улетают,
Осенью деревья (что делают?) – роняют листья.
Молодцы! А листья осенью какие?– жёлтые, красные, золотые. Как можно
сказать одним словом? (Разноцветные).
Деревья осенью какие –
разноцветные.
Дождь осенью (какой) – холодный.
Воспитатель: А теперь расскажите про осеннюю погоду.
• Когда идет дождь погода какая? - дождливая.
• Когда дует ветер погода какая? - ветреная
• Когда холодно погода какая? - холодная
• Когда пасмурно погода какая? - пасмурная
• Когда сыро погода какая? - сырая
• Когда хмуро погода какая? - хмурая
• Когда ясно погода какая? - ясная
Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде, а поздней осенью
ещё и морозная бывает погода, правда, ребята?
Физкультминутка.
Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)
Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась (развести руки)
Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)
Воспитатель подходит поочередно к детям и спрашивает: чей ты листочек?
(березовый, дубовый, кленовый, ореховый). Все листочки нашли свои
деревья!
Воспитатель: А теперь предлагаю выполнить дыхательное упражнение «Листок», используя тренажер «Деревце»
Мы листочки, мы листочки,
Мы веселые листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
- Молодцы!
Воспитатель: Ребята, а давайте соберём осенний букет из листочков и отправимся в детский сад.
Воспитатель: А теперь давайте проверим, как вы знаете приметы осени!
Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если
ответ «нет», потопать ногами.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Зверьки норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Солнце светит очень жарко?
Часто-часто льют дожди?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать – куртки, шапки надевать?
Молодцы, справились с этим заданием.
Давайте теперь придумаем красивые предложения про осень. Я вам
предлагаю придумать предложение, об осени глядя на картину. Каждое
предложение должно начинаться со слова «Осенью». Что же бывает только
осенью, давайте расскажем?
Игровое упражнение «Составь предложение».
«Осенью желтеют и опадают листья»
«Осенью солнышко светит, но не греет - день становится короче»
«Осенью становится прохладно - часто идут дожди»
«Осенью насекомые прячутся»
«Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края»
«Осенью животные делают запасы на зиму»
«Осенью люди собирают урожай, делают запасы»
Воспитатель: Молодцы, ребята, мне очень понравились ваши предложения
об осени.
Воспитатель: А теперь пора уже возвращаться в детский сад. Надуем наши шары.
Закрываем глазки, кружимся: раз, два, раз, два –
Чудесная была игра - возвращаться нам пора!
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие в лес? А какой это был
лес? (волшебный, осенний).