СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по речевому развитию "Рассказывание русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка» (старшая группа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по речевому развитию "Рассказывание русской народной сказки  «Крошечка-Хаврошечка» (старшая группа)

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по речевому развитию "Рассказывание русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка» (старшая группа)»

НОД рассказывание РНС «Крошечка-Хаврошечка» (старшая группа)


Цель
Развивать у детей творческое воображение, фантазию, логическое мышление.
Задачи
1.Развивать умение детей выделять различные свойства предметов и использовать их при придумывании новых вещей.
2.Развивать умение детей изменять ход сказки.
3.Развивать умение детей передавать содержание сказки; использовать символы.
4.Продолжать расширять знания детей по экологии.
5.Активизировать в речи детей употребление прилагательных.
6.Развивать эмоциональную сферу детей, умение сопереживать сказочным персонажам.
7.Воспитательные задачи
а) Вызвать у детей радость общения со сказкой.
б) Умение вести себя в коллективе сверстников, слышать друг друга.
г) Воспитывать добрые чувства и желание совершать добрые поступки.
Материал
Конверт с письмом от кота Леопольда, фотография кота и мышей.
Карточки, на которых написано начало добрых слов.
Дидактический материал для игры «Кто кем был».
Набор картинок для приёма системный оператор на примере яблони.
Картинки с изображением Хаврошечки, Одноглазки, Двуглазки, Триглазки.
Бумажные сердечки по количеству детей.

Игра «Чудесные вещи».


Ход НОД
Этюд «Улыбка».
Воспитатель: «Ребята, улыбнитесь как солнце, как хитрая лиса; как будто тебе подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души друг другу».


Дети садятся за столы.
Воспитатель: «Ребята, давайте вспомним пословицы о труде» (5-6 пословиц).


Кончил дело — гуляй смело.

Терпенье и труд все перетрут.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Дело мастера боится.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Семь раз отмерь, один — отрежь.

Землю красит солнце, а человека — труд.

Делу — время, а потехе — час.

Кто не работает, тот не ест.

Больше дела, меньше слов.

Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

Слезами делу не поможешь.

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Каков мастер, такова и работа.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Труд кормит, а лень портит.

Хочешь есть калачи — не сиди на печи.


Раздаётся стук в дверь. Почтальон принёс письмо от кота Леопольда: «Здравствуйте, дорогие ребята! С огромным приветом к вам кот Леопольд! Я не знаю как мне быть: я послал мышатам сказку про Крошечку – Хаврошечку, но совсем забыл, что мышата не умеют читать, а сам я приехать к ним не могу – задерживают дела. Если можете – помогите мне и мышатам. Им очень хочется узнать, о чём эта сказка. Кот Леопольд».


Воспитатель: «Дети, как можно помочь Коту Леопольду и мышатам?»
Дети: «Нарисовать схему сказки и отправить в конверте по почте».
Воспитатель: «Ребята, нарисуйте схему сказки и самую лучшую отправим мышатам».

ИЛИ рассказывание при помощи моделирования


В: Ребята, понравилась вам сказка? Кто является главным героем сказки?

Д: Хаврошечка

В: Скажите, кто помогал ей в трудной жизни,  в работе?

Д: Хаврошечке помогала корова.

В: Как она ей помогала?

Д: В одно ушко влезет Хаврошечка, а в другое вылезет- все и готово.

В: Легко ли жилось Хаврошечке в этой семье?

Д: нет, Хаврошечка ткала, пряла, работала, слова доброго никогда не слыхала, обижали ее, а жалеть никто не жалел.

В: «Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят».

В: Как мачеха узнала о том, что Хаврошечке помогает коровушка?

Д: Ей сказала об этом Трехглазка. Мачеха посылала дочерей на луг подсматривать за Хаврошечкой.

В: Какую песню пела Хаврошечка дочерям на лугу для того чтобы они скорее заснули?

Д: Спи глазок, спи другой.

В: Чем закончилась сказка?

Д: Хаврошечка угостила яблочком барина.

В: Как вы понимаете «…и стала она в добре поживать, лиха не знавать»

Д: Больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили.


Упражнение «Скажи какая?»

Мачеха какая?

Д: злая, недобрая, сварливая, грубая, жестокая, некрасивая, крикливая

В: Хаврошечка какая?

Д: добрая, ласковая, трудолюбивая, терпеливая, красивая, милосердная, воспитанная


В: А сейчас мы с вами поиграем в игру  «Говори наоборот». Я буду бросать мяч, тот кто поймает  мяч, должен ответить слово наоборот.

Злой-добрый

Маленький-большой

Грустный - веселый

Черное-белое

Кислое-сладкое

Длинный –короткий

Высокий-низкий

Холодный-горячий

Тусклый-светлый

Голодный-сытый

Мокрый- сухой

Интересный- скучный

Громко-тихо.


Пальчиковая гимнастика:
Я и ты - всё это мы
И вокруг ты посмотри:
Солнце светит, дождь идёт.
В роще соловей поёт,
Козлик скачет на лугу
Скачет в радугу – дугу.


Воспитатель: «Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Отгадай слово». Отгадывать будем не обычные слова, а добрые. У меня есть подсказки – начало слов». (ВЕ– вежливые, верные; ЛА – ласковые; НЕ – нежные; ДО- добрые, дорогие; МИ – милые; ЛЮ – любимые; ХО – хорошие). Дети читают начало слова и отгадывают слово, которое задумал воспитатель.


Воспитатель: «Дети, а как звали коровушку в сказке?»
Дети: «У неё не было имени».
Воспитатель: «Давайте придумаем коровушке имя.
Имя будем придумывать из начала добрых слов» (см. игру выше).
Дети придумывают имена (Вела, Мила, Нела, Люла и др.). Коровушку решили назвать Нела.


Воспитатель: «Дети вам жалко коровушку? Её ведь мачеха решила зарезать».
Дети: «Да, жалко».
Воспитатель: «Давайте изменим сказку так, чтобы коровушка осталась жива».
Дети изменяют ситуацию. Вот некоторые варианты ответов детей:
- об этом узнал человек паук, он прилетел и спас коровушку;
- мачеху превратили в добрую мишки Гамми, они сварили волшебное зелье, она его выпила, стала доброй и передумала резать коровушку;
- коровушке Гарри Потер подарил свою мантию и коровушка стала невидимой, мачеха её не нашла.


Физминутка.

Мы устали, засиделись

Нам размятся захотелось.

(одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

(повороты корпусом)

Приседанья начинаем

Ноги до конца сгибаем.

Верх и вниз, вверх и вниз,

Приседать на торопись.

(приседания)

И в последний раз присели

А теперь на место сели.

(дети садятся на места)


Игра «Кто кем был» (стол - деревом, курица - яйцом и т.д.). Картинки с изображением этих предметов. У каждого ребёнка по одной картинке. Пока звенит бубен - дети бегают, бубен перестаёт звенеть – ищут себе пару с соответствующей картинкой.


Воспитатель: «Дети, а кем была яблоня?»
(Используется приём системного оператора. ТРИЗ)


Воспитатель: «Ребята, вот мы говорим: сердце бывает горячее, холодное. А какое ещё?»
Дети: «Сердце может быть доброе, злое, золотое, каменное и т.д.»
Воспитатель: «Дети, вы знаете у каких людей сердце может быть большое, золотое, горячее, а у каких маленькое, злое и т.д.?» (Ответы детей).
Воспитатель: «Сколько девочек было в сказке и как их звали?»
Дети: «В сказке было четыре девочки: Одноглазка, Двуглазка, Треглазка и Хаврошечка».
Воспитатель: «Возьмите каждый по сердечку и отдайте той девочке, которая вам нравится».
Дети выполняют задание. Выясняем, кому отдали больше или меньше сердечек. Почему?


Подведение итога занятия:
Воспитатель: «Сказка закончилась чем?»
Дети: «Принц женился на Хаврошечке и увёз её к себе в царство».
Воспитатель: «Правильно. Сказка так и закончилась. Но давайте представим себе такую ситуацию: Крошечка – Хаврошечка согласилась выйти замуж за принца, но ей так не хотелось уходить из мачехиного дома – трудно было расставаться с яблонькой, да и к девочкам она привыкла. А дом у мачехи был не велик. Что же делать?»


Дети: «Построить новый дом, дворец, дворец-дружбы».
Воспитатель: «Дети, а кто хочет узнать, какой получится дворец? Кто не устал, может с нами строить дворец, а кто не хочет может идти играть».
Дети строят дворец, используя морфо таблицу (дидактическая игра «Чудесные вещи», плюс игра «Хорошо-плохо»).