Конспект занятия по речевому развитию «Составление описательного рассказа по теме «Овощи» (старшая группа)
Образовательные задачи:
• Закрепление представлений об овощах;
• Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Овощи»
• Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, с уменьшительно-ласкательным значением);
• Учить употреблять глаголы.
Развивающие задачи:
• Развитие связной речи (составление описательного рассказа);
• Зрительного внимания и восприятия;
• Артикуляционной и тонкой и общей моторики;
• Творческого воображения;
• Развивать внимание, память.
Воспитательные задачи:
• Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, умение выслушивать ответы сверстников;
• Учить отвечать полным ответом.
Оборудование:
• Атрибуты овощей (капуста, морковка, лук, огурец, свекла, морковь, помидор);
• Листочки (из бумаги для дыхательной гимнастики);
• Костюм огородника;
• Свежие овощи для угощения.
Ход занятия
I. Организационный момент
Ребята, какое сейчас время года? (Осень)
Сядет, тот, кто назовет приметы осени (птицы на юг улетают, люди собирают урожай и т.д.)
II. Дыхательная гимнастика
Дети выполняя дыхательную гимнастику и дуют на листочки
Дует легкий ветерок – ф-ф-ф
И качает так листок – ф-ф-ф
(Спокойный выдох)
Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф
И качает так листок – Ф-Ф-Ф
(Активный выдох)
Дует ветер, качаются листочки и поют свои песенки:
Осенние листочки на веточках висят
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а
Рябиновый – и-и-и
Березовый – о-о-о
Дубовый – у-у-у
Дети хором поют «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у»
. Отгадай загадки
1. Где зимою было пусто,
Летом выросла … (капуста).
(Выставляю картинку на магнитную доску.)
2. Он из тыквенной родни,
На боку лежит все дни,
Как зеленый чурбачок,
Под названьем … (кабачок).
(Выставляю картинку с изображением кабачка на магнитную доску.)
Воспитатель:Подскажите словечко:
3. Хоть и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус,
Узнали вы? Я… (свекла)
(Выставляю картинку свеклы на магнитную доску.)
Воспитатель:Послушайте еще загадку:
4. В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят (помидор)
(Выставляю картинку помидора на магнитную доску.)
5. В мире моды овощной
Каждый блещет красотой.
Фиолетовый кафтан
Надевает… (баклажан)
(Выставляю картинку баклажана на магнитную доску.)
6. И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом … (картошка)
(Выставляю картинку картофеля на магнитную доску.)
7. Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице (морковь)
(Выставляю картинку моркови на магнитную доску.)
8. Сидит дед,
Во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает (лук)
(Выставляю картинку репчатого лука на магнитную доску.)
9. Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые (огурцы)
(Выставляю картинку огурца на магнитную доску.)
10. Всех овощей она царица,
Своей величиной гордится.
На дыню издали похожа,
На рыжий мяч большущий тоже (тыква)
III. Упражнение «Наша грядка»
Ребята, вы сказали, что осенью собирают урожай овощей. Сейчас мы вспомним, что растет на нашей грядке.
« Наша грядка»
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат –
Наша грядка просто клад.
Шесть овощей на нашей грядке
Перечисли по порядку.
Если слушал ты внимательно,
Назовешь их обязательно.
Назовите одним словом, что выросло на грядке? (Овощи)
IV. Введение в тему
• Правильно овощи, они растут в огороде на грядке. А как растут овощи? (растут в земле, над землей, на кустах….)
• А одинаковые ли они? (нет)
• Чем они отличаются? (по цвету, форме, величине, вкусу…)
• Как их собирают? (срывают, выкапывают, выдергивают, срезают, срубают)
• Что можно приготовить из овощей? (пюре, суп, сок, салат, голубцы, котлеты, икру овощную…)
• Какие овощные соки можно приготовить (морковный, томатный, свекольный, огуречный…)
• Скажите, как готовят овощи? (моют, режут, жарят, варят, тушат, солят, маринуют, замораживают, запекают)
Вы так много знаете об овощах, а не хотите ли отправиться в путешествие? (Да)
Я приглашаю вас отправиться в страну Огородную. Вы уже догадались, кто там живет? (Овощи) А вы помните, кто ухаживает за овощами? (огородник)
Я сейчас, превращусь в огородника, не простого, а в волшебного. Закройте глаза и сосчитайте до пяти.
- Здравствуйте ребята. Вы готовы к путешествию, тогда нужно сказать волшебные слова: «Вокруг себя повернись, в семена превратись»
Дети поворачиваются вокруг себя и надевают маски овощей.
V. Релаксация
Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянуться к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекало солнышко, завяли растения. Расслабтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление)
Упражнение «Толстушки – худышки»
Тыква (надувают щеки) – огурец (втягивают щеки) и т.д.
VI. Игра «Один- много»
«Чего нет»
«Назови ласково»
«Повар»- блюда называть и выходят определенные овощи
Игра « Приготовление»
Икра из кабачков?
Салат из капусты?
Котлеты из моркови?
Сок из свёклы?
Рагу из овощей?
«Узнай по описанию»
- Фруктовая фея предлагает нам узнать по описанию предмет.
(во время описания предмета
VII. Физминутка
Решил огородник похвастаться своими овощами и устроил парад.
«Марш овощей»
Плавно идет капуста
(Шаг с носочка)
Важно шагает помидор
(На всей стопе)
Осторожно идет лук
(На носочках)
Не спеша вышагивает картошка
(На пятках)
Вприпрыжку спешит морковка
(Подскоки)
Маршируют молодцы – огурцы
(Шаг марша)
VIII. Составление описательного рассказа по схеме
Овощи, а сейчас я хочу, чтобы вы рассказали мне о себе. А поможет вам в этом схема. Давайте вспомним, что обозначают эти символы. (цвет, форма, вкус, где растет, как растет, что готовят)
Дети составляют рассказ про свой овощ по схеме.
Какие же вы молодцы.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, четыре, пять – вижу снова я ребят.
X.ИтогГде мы с вами были? Чем занимались?
Посмотрите, огородник нам оставил подарок, свежие овощи. Угощайтесь