Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ярский детский сад комбинированного вида №3 «Улыбка»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по речевому развитию
на тему «В поисках лесных животных»
для детей с общим недоразвитием речи
в средней логопедической группе «А»
Евсеева М.С. воспитатель
средней группы «А»
п. Яр, 2018г.
Цель: развитие связной речи детей.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
Формировать умение составлять связные, последовательные рассказы-описания о диких животных, пользуясь готовым планом (мнемодорожкой)
Закреплять представления о диких животных.
Коррекционно-развивающие
Активизировать словарный запас по теме «Дикие животные».
Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.
Автоматизировать поставленные звуки в речевой деятельности.
Развивать тактильные ощущения и мелкую моторику.
5. Развивать мышление, память.
6. Совершенствовать навыки употребления в речи простых предлогов (в, на, за, под).
Воспитательные
Воспитывать умение выслушивать друг друга до конца.
Воспитывать отзывчивость, самостоятельность, аккуратность.
Предварительная работа: игра «Кто в домике живет?», загадки про диких животных, игра «Какой? Какая?», «Ищи», упр. «Кто, где живет?». Индивидуальная работа в составлении описательного рассказа о зайце и белке.
Методы и приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, моделирование; вопросы к детям, игровые упражнения, рассматривание, рассказ, словесный образец, пальчиковая игра, рисование .
Оборудование и материалы: два больших листа ватмана с манной крупой, телевизор, презентация «Лес и его обитатели», театр перчаток - сорока, макет леса с мелкими муляжи диких животных.
I.Вводная часть. -3 мин.
1. Сюрпризный момент «Крики сороки об исчезновении жителей леса»
II.Основная часть-10 мин.
1.Дидактическая игра «Дикие животные».
2.Пальчиковые игры с манной крупой.
4. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой
5. Дидактическая игра «Найди!»
6. Дидактическая игра «Какой? Какая?»
7. Составление рассказов-описаний о диких животных.
III.Заключительная часть – 2 мин.
1.Возвращение из леса.
2.Подведение итога.
Ход НОД
1.Организационный момент. Сюрпризный момент «Крики сороки об исчезновении жителей леса»
Перчатка в виде сороки появляется из-за ширмы и кричит: «Спасите, спасите, пропали, пропали! Кошмар, ужас! Пропали животные нашего леса!». Сорока исчезает, если привлекла внимание детей.
Воспитатель: «Ребята, кто это кричит?»
Дети: «Это кричит сорока».
Воспитатель: «Что случилось, почему она кричала».
Дети: «Пропали жители леса ».
Воспитатель: «Куда пропали? Как мы можем им помочь?»
Дети: «Отправиться в лес и найти их».
Воспитатель: «Тогда я приглашаю вас всех отправиться в путешествие в лес на поиски зверей. » Слайд № 1
2. Дидактическая игра «Дикие животные леса»
Воспитатель: «А вы знаете кто такие жители леса?»
Дети: «Жители леса это заяц, волк, медведь, лиса, белка, лось, кабан..».
Воспитатель: «А как назвать их всех одним словом?»
Дети: «Дикие животные»
3.Пальчиковые игры с песком
Воспитатель: «Правильно. Чтобы добраться до леса нам надо пройти по снежным дорожкам». (Все подходят к столам с манкой)
Воспитатель: «Слушайте внимательно, и иди за мной. Мы идем тропинками узкими - рисуем дорожку одним пальчиком, широкими - рисуем тропинку двумя пальчиками». (Дети повторяют за воспитателем все движения). «Повстречали сугробы: высокие и низкие». (Дети ладонями сгребают манку в кучки). «А рядышком деревья и кусты». (Дети рисуют). «Мимо зайчик пробегает прыг-скок, прыг-скок». (Дети «скачут» двумя пальчиками и кулачком). «А за ним второй». (Дети сжимают и разжимают кулачки в манке).
4.Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой
Воспитатель: «И вспомним, кто водится в лесу». (Педагог читает стихотворение и показывает движения, а дети повторяют за ним)
Дикие животные водятся в лесу. Здесь увидеть можно волка и лису Медведя и кабана Белку и зайца Всех в лесу укроет лесная тишина | «Бегемот» «Трубочка» - «Заборчик» «Орешки» «Качели» «Часики» | Последовательно соединять пальцы рук с большим. Соединить кисти рук и разомкнуть, соединяя кончики пальцев. Прикасаться попеременно указательными пальцами рук, то левую, то правую щеку за языком. Поднимать и опускать пальцы кистей рук. Двигать кисти пальцев, то вправо, то влево за языком. |
5. Дидактическая игра «Найди!», 8. Дидактическая игра «Какой? Какая?», 9. Составление рассказов-описаний о диких животных. Слайд № 2-8
Воспитатель: «Попробуем их найти. Кого вы видите?»
-Где он прячется?
Дети: «Я вижу белку. Она прячется на ветках дерева.
Воспитатель: «Белка какая?»
Дети: «Белка рыженькая, быстрая, прыгучая, ловкая, пушистая, маленькая»
Воспитатель: «Попробуй рассказать нам о ней. А поможет тебе, вот такая лесная подсказка.
(На мольберт вывешивается знакомая мнемосхема).
«Кто нам напомнит, что означают картинки в мнемосхеме?
Дети: «1-название животного, 2- цвет, 3 –размер, 4- части тела, 5- чем питается».
Воспитатель: «Я начну, а вы продолжите: «Я видела лося. Он бурого цвета, большой. У него большое туловище, крупная голова с ушами и большими рогами, длинные ноги с копытами, маленький хвост. Питается лось травой, ветками деревьев и кустиков, грибами. А зимой ищет траву под снегом или его подкармливает лесник».
Дети: «Я вижу лису. Она прячется за елочкой».
Воспитатель: «А лиса какая?»
Дети: «Лиса рыжая, хитрая, быстрая, пушистая..»
Воспитатель: «Расскажи нам про нее». (Ребенок рассказывает про лису, опираясь на мнемосхему).
Дети: «Я вижу кабана, лося и волка».
Воспитатель: «А кто стоит слева от лося? А где находится волк? Где стоит лось?
Дети: «Слева от лося стоит кабан. Волк находится справа от лося. Лось стоит между кабаном и волком».
Воспитатель: «Где спрятались медведи и ежи?»
Дети: «Зимой они спят под сугробами»
6. Возвращение из леса.
Воспитатель: « Молодцы! У вас получились замечательные рассказы»
-А нам пора возвращаться.
Воспитатель: «Нарисуйте на песке любую дорожку, чтобы выйти из леса. (Дети рисуют пальцами по песку дорожки)
7.Подведение итога.
Воспитатель: «Нашли мы обитателей леса?» (Да).
-Почему их не увидела сорока? (Дикие животные спрятались).
-Что нового вы сегодня узнали.
Дети: «Я узнал, что такое шалаш».
Воспитатель: «Чему научились?»
Дети: «Я могу рассказывать про животных».
Воспитатель: «Вы все молодцы. Я горжусь вами и дарю макет леса. Вы сможете узнать еще много интересного про диких животных».